Как подготовить ребенка к поступлению в специализированную школу

Как подготовить ребенка к поступлению в специализированную школу
 25.01.2012
Тем родителям, которые планируют отдать свое чадо в специализированную школу, пора поторопиться. Ведь если в обычные школы берут всех, кто живет в том районе, где она находится, то в специализированные — отбирают по конкурсу. К слову, в некоторых из них с февраля начнутся бесплатные курсы подготовки для тех дошкольников, которые планируют поступать именно к ним. А уже с 1-го апреля в украинских школах начнут массово принимать малышей в ряды первоклассников.

Также подтянуть «хвосты» перед поступлением можно в частных центрах развития ребенка. Со средины января (а у некоторых — с февраля) в некоторых из них стартуют так называемые экспресс-курсы для дошкольников, которые продлятся до апреля включительно. Месяц обучения обойдется родителям в 350–650 гривен. В учебной программе: чтение, письмо, развитие речи, математика и развитие мелкой моторики руки. К этому набору дисциплин некоторые центры предлагают еще уроки английского языка, музыки и рисования. Но тогда и стоить все это будет дороже — около 800 гривен в месяц.

Ну а для тех родителей, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к вступительному собеседованию, мы проводим небольшой «ликбез». К чему быть готовым и как успешно пройти отбор в школу, нам рассказали педагог младших классов и практический психолог гимназии №153 им. А. С. Пушкина Наталья Кухмай и Наталья Тищенко, а также детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA Ирина Колесник.

Прежде чем решить, отдавать ребенка в специализированную школу или нет, поинтересуйтесь, какими будут требования к нему не только на собеседовании, но и, что важнее, во время учебы. Затем задайте себе такой вопрос: способен ли ваш малыш справиться со всем этим? Если нет, то, каким бы хорошим не было учебное заведение, не стоит специально «натаскивать» ребенка, чтобы он туда все-таки поступил. Ведь даже если его возьмут, то к середине года он очень сильно устанет. А из-за того, что будет слабее своих одноклассников, у него может понизиться самооценка и пропасть интерес к учебе вообще.

Экзамен по правилам

Напомним еще раз: чтобы поступить в спецшколу, дошкольнику придется пройти собеседование. Чтобы разобраться, что же имеют или не имеют право требовать от него при приеме в 1-й класс, мы обратились в МОНМС. «Запрещено проверять умение читать, писать, считать, ведь всему этому ребенок должен научиться в школе. И уж тем более это не повод не взять его, если он этого не умеет, — рассказала нам главный специалист департамента среднего школьного и дошкольного образования МОНМС Алена Лотоцкая. — «Экзаменами» для малыша могут быть диагностические тесты, проверяющие его общую готовность к учебе. Собеседование может длиться не больше 30 минут, а быть на нем могут максимум 3 человека. Это — один из родителей малыша, педагог младших классов и психолог. Если ребенок не наберет нужное количество баллов за них, то школа имеет право отказать в приеме». Кстати, если родители не согласны с таким решением, то они в течение недели после оглашения «вердикта» могут подать апелляцию на имя директора. Она рассматривается 3 дня, при этом запрещается проводить дописпытания для первоклассника.

Готовимся к экзамену дома

На собеседовании ребенку, прежде всего, будут задавать вопросы, чтобы определить, насколько у него развит кругозор. В частности — знания об окружающем мире. Итак, будущий первоклассник должен уметь рассказать о себе (имя, фамилия, возраст, домашний адрес и день рождения) и о членах своей семьи, знать и различать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться во времени суток и т.д. Также он должен знать минимум по 5 названий чего-либо, например, растений, деревьев, животных, цветов или профессий. В этом деле на помощь родителям могут прийти тематические карточки с их изображениями, по которым и можно обучать ребенка. Кроме этого, можно читать тематические сказки (например, сказки о профессиях или о животных) или самим их сочинять, чтобы названия лучше запоминались.

Как правило, чтобы проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, у него просят нарисовать фигуру человека. При оценивании рисунка обращают внимание не на его художественную красоту, а на количество деталей: будет ли это человек с овальной головой и палочками в качестве рук и ног или же — с прорисованными глазами, ушами, носом, пальцами и другими частями тела. Считается, что чем развитее ребенок, тем больше деталей он изобразит. Чтобы на собеседовании у малыша не возникло никаких трудностей с выполнением этого задания, дома с ним можно либо проговорить структуру человеческого тела, показывая все на нем самом, либо вместе вылепить человека из пластилина. В процессе лепки ребенок лучше усвоит и запомнит, какой должна быть та же голова, руки, ноги и т.д.

Еще на собеседовании проверяют зрительно-моторную координацию будущего первоклассника. Говоря простыми словами, насколько он умеет воспроизвести на бумаге то, что видит перед собой. Для этого его могут попросить срисовать группу точек, изображенных в определенном порядке на листе бумаги, или домик, состоящий из простых элементов. Этот навык очень важен для первоклашки, чтобы он в дальнейшем смог научиться писать, а также работать на уроке, переписывая себе в тетрадку то, что пишет на доске учительница. Для его тренировки нужно дома как можно больше срисовывать различные картинки.

Это еще одно немаловажное умение, чтобы ребенок, когда уже будет учиться в школе, смог организованно и без проблем выполнять инструкции учительницы в классе. Чтобы проверить, насколько хорошо оно развито, будущему первокласснику могут предложить под диктовку педагога справиться с так называемым графическим диктантом (педагог будет говорить, куда вести ручкой по бумаге), чтобы в итоге получился красивый узор.

А домашнее задание для родителей такое: чаще просите ребенка выполнить что-то. При этом ваша просьба должна состоять минимум из 3-х указаний. Например, скажите малышу: «Подойти к столу, возьми два фломастера и положи их в пенал» (предложенные действия для выполнения могут быть любыми). При этом не стоит повторять просьбу, иначе малыш не научится воспринимать все с первого раза. Также это умение действовать по инструкции можно развить с помощью рисунков-лабиринтов. Например, нарисуйте полянку с тропинкой, которая разветвляется еще на несколько. Каждая из них ведет к отдельному домику. Вдоль тропинок пусть растут деревья, растения или сидит животное. Следуя разработанной вами инструкции (например, пройти мимо березы, свернуть направо, обойти грибную поляну и т.д.), ребенок должен «прийти» к нужному домику.

Насколько рука подготовлена к письму, проверяют с помощью различных пальчиковых игр. Например, ребенка просят «познакомить» каждый свой пальчик на руке с большим пальцем, прикоснувшись к нему. При этом эти действия он должен выполнять одновременно двумя руками. Если выполнить такое задание вашему малышу может быть сложно, значит, дома нужно заняться развитием мелкой моторики руки. Вам в помощь — лепка из пластилина, глины или соленого теста, вырезание из бумаги, оригами, раскрашивание и т.д. При этом, как советуют педагоги, важно следить за развитием обеих рук. Тогда развиваются оба полушария мозга. Также все эти занятия полезны для развития усидчивости и концентрации внимания.

Для проверки логического мышления даются, например, такие задания: из небольшого количества предметов нужно выделить лишний, объяснив, почему именно он, или же их нужно назвать одним словом. Еще могут попросить найти общее и различное между двумя объектами, (например, между самолетом и бабочкой, зимой и летом и т.д.), придумать по противоположному слову каким-то словам или же разместить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности. Потренировать логическое мышление можно и дома. Например, нарисуйте ребенку несколько картинок с ошибками, например, пусть на яблоне растет морковка, ночью светит солнце, а зимой распускаются цветы. Пусть он сообразит, что же не так на рисунке. Еще одно упражнение: читая малышу какой-то детский стишок, не говорите, как он называется. Пусть сам сам придумает заголовок. Благодаря этому он научится обобщать информацию и выделять главное.

Чтобы проверить, насколько развита речь ребенка (и связная речь в том числе), его могут попросить составить предложения по 2–3 картинкам, объединенным каким-то сюжетом. Также проверяется его словарный запас, например, сколько он сможет подобрать прилагательных или глаголов к предложенному слову. Например, малыша могут спросить: «Кошка какая? Что она делает?». Для домашней подготовки к этому блоку заданий подойдут такие тренировочные упражнения. Так, для развития словарного запаса нужно как можно чаще просить ребенка подробно описывать все, что он видит вокруг себя: людей, животных, предметы, дома на улице, растения, транспорт. Чтоб помочь малышу, родители должны задавать ему при этом разнообразные вопросы, например, какой величины то, что он видит, какой формы, какого цвета, из чего сделано и как это используют. Так ребенок научится характеризовать что-либо с разных сторон. Можно потренироваться и по-другому: попросить ребенка называть предметы или объекты, которым соответствует та или иная характеристика. Например, спросите у него, что бывает мягким, сладким, круглым, острым и т.д.

А чтобы ребенок овладел связной речью, нужно, чтобы он как можно больше говорил и пересказывал. Например, прочитанную сказку или увиденный мультфильм. А по вечерам можно просить его проводить для всей семьи своеобразные выпуски новостей. Пусть «ведущий» (то есть ребенок) расскажет о том, что интересного произошло у него за день. Пусть даже фантазирует на ходу. Так еще и будет развиваться его воображение.

И, наконец, чтобы развить выразительность речи, — читайте детские стишки или сказки в разных стилях. Например, пусть ребенок изменит интонацию при чтении так, чтобы в итоге получилась страшная, веселая или грустная история.

Проверяют так же и то, насколько ребенок различает звуки в словах. Например, малыша могут попросить найти общий звук в предложенной группе слов или же найти пары слов, которые отличаются одним звуком. Похожие задания можно выполнять и дома. А чтобы заниматься было веселее, предложите ребенку, например, хлопать в ладоши, когда он услышит слова с заданным звуком. Еще можно просить его подбирать слова, которые начинаются на первый, последний или любой другой по счету звук в названном вами слове. Также можно тренировать фонематический слух, читая те же детские стихотворения. При чтении специально делайте в словах ошибки, заменяя в них один звук другим. А задача малыша — заметить и исправить их.

Провенрка памяти происходит таким обрвазом:ребенку зачитывают около 10 слов, а затем просят его повторить их. Хорошим результатом считается, если малыш смог запомнить столько слов, сколько ему лет, то есть около 6–7 слов. Чтобы на собеседовании с такими заданиями не было проблем, научите ребенка объединять слова, которые нужно запомнить, в какую-то историю. Помогайте ему ее придумывать до тех пор, пока он сам этому не научится. Кроме этого, можно выполнить такие тренировочные упражнения. Первое: дайте ребенку ненадолго рассмотреть какой-то предмет (или изображение), а затем спрячьте. Он должен как можно более подробно и точно описать его. Второе: разложите перед ним несколько предметов. Пусть малыш посмотрит на них в течение 10–20 секунд, а затем отвернется. Ну а вы тем временем либо поменяйте местами предметы, либо вообще уберите какие-то из них. После того, как ребенок повернется, он должен рассказать вам, что изменилось на столе.

Автор: Людмила Колб

По материалам www.segodnya.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Тимошенко запретила школьникам бегать кроссы

Тимошенко запретила школьникам бегать кроссы
образование и развитие

Правительство отменило постановление Кабинета Министров от 15 января 1996 года №80 «О государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины».

Дети лучше относятся к родителям, уважающим их самостоятельность

Дети лучше относятся к родителям, уважающим их самостоятельность
образование и развитие

Дети лучше относятся к родителям, уважающим их самостоятельностьУченые из Университета Миссури, США, в ходе нового исследования доказали, что качество отношений между матерью и ребенком во многом определяет социальное, эмоциональное и академическое развитие последнего.

Как привычка переводить слова вредит изучению языка

Как привычка переводить слова вредит изучению языка
образование и развитие

Главная особенность перевода при изучении второго языка у детей — он не нужен. До 11–12 лет дети легко формируются как билингвы без привязки к какому-то родному языку. Конечно, выучить языки можно в любом возрасте, но именно у детей формируется пластичность языкового восприятия, которая позволяет легко переключаться и думать на любом из языков.

Британия извинилась за отравку детей в колонии

Британия извинилась за отравку детей в колонии
образование и развитие

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун выступит в среду в парламенте со специальным заявлением и принесет публичные извинения за принудительное переселение британских детей и подростков в колониальные владения Британской Империи в прошлые столетия.