Как подготовить ребенка к поступлению в специализированную школу

Как подготовить ребенка к поступлению в специализированную школу
 25.01.2012
Тем родителям, которые планируют отдать свое чадо в специализированную школу, пора поторопиться. Ведь если в обычные школы берут всех, кто живет в том районе, где она находится, то в специализированные — отбирают по конкурсу. К слову, в некоторых из них с февраля начнутся бесплатные курсы подготовки для тех дошкольников, которые планируют поступать именно к ним. А уже с 1-го апреля в украинских школах начнут массово принимать малышей в ряды первоклассников.

Также подтянуть «хвосты» перед поступлением можно в частных центрах развития ребенка. Со средины января (а у некоторых — с февраля) в некоторых из них стартуют так называемые экспресс-курсы для дошкольников, которые продлятся до апреля включительно. Месяц обучения обойдется родителям в 350–650 гривен. В учебной программе: чтение, письмо, развитие речи, математика и развитие мелкой моторики руки. К этому набору дисциплин некоторые центры предлагают еще уроки английского языка, музыки и рисования. Но тогда и стоить все это будет дороже — около 800 гривен в месяц.

Ну а для тех родителей, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к вступительному собеседованию, мы проводим небольшой «ликбез». К чему быть готовым и как успешно пройти отбор в школу, нам рассказали педагог младших классов и практический психолог гимназии №153 им. А. С. Пушкина Наталья Кухмай и Наталья Тищенко, а также детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA Ирина Колесник.

Прежде чем решить, отдавать ребенка в специализированную школу или нет, поинтересуйтесь, какими будут требования к нему не только на собеседовании, но и, что важнее, во время учебы. Затем задайте себе такой вопрос: способен ли ваш малыш справиться со всем этим? Если нет, то, каким бы хорошим не было учебное заведение, не стоит специально «натаскивать» ребенка, чтобы он туда все-таки поступил. Ведь даже если его возьмут, то к середине года он очень сильно устанет. А из-за того, что будет слабее своих одноклассников, у него может понизиться самооценка и пропасть интерес к учебе вообще.

Экзамен по правилам

Напомним еще раз: чтобы поступить в спецшколу, дошкольнику придется пройти собеседование. Чтобы разобраться, что же имеют или не имеют право требовать от него при приеме в 1-й класс, мы обратились в МОНМС. «Запрещено проверять умение читать, писать, считать, ведь всему этому ребенок должен научиться в школе. И уж тем более это не повод не взять его, если он этого не умеет, — рассказала нам главный специалист департамента среднего школьного и дошкольного образования МОНМС Алена Лотоцкая. — «Экзаменами» для малыша могут быть диагностические тесты, проверяющие его общую готовность к учебе. Собеседование может длиться не больше 30 минут, а быть на нем могут максимум 3 человека. Это — один из родителей малыша, педагог младших классов и психолог. Если ребенок не наберет нужное количество баллов за них, то школа имеет право отказать в приеме». Кстати, если родители не согласны с таким решением, то они в течение недели после оглашения «вердикта» могут подать апелляцию на имя директора. Она рассматривается 3 дня, при этом запрещается проводить дописпытания для первоклассника.

Готовимся к экзамену дома

На собеседовании ребенку, прежде всего, будут задавать вопросы, чтобы определить, насколько у него развит кругозор. В частности — знания об окружающем мире. Итак, будущий первоклассник должен уметь рассказать о себе (имя, фамилия, возраст, домашний адрес и день рождения) и о членах своей семьи, знать и различать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться во времени суток и т.д. Также он должен знать минимум по 5 названий чего-либо, например, растений, деревьев, животных, цветов или профессий. В этом деле на помощь родителям могут прийти тематические карточки с их изображениями, по которым и можно обучать ребенка. Кроме этого, можно читать тематические сказки (например, сказки о профессиях или о животных) или самим их сочинять, чтобы названия лучше запоминались.

Как правило, чтобы проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, у него просят нарисовать фигуру человека. При оценивании рисунка обращают внимание не на его художественную красоту, а на количество деталей: будет ли это человек с овальной головой и палочками в качестве рук и ног или же — с прорисованными глазами, ушами, носом, пальцами и другими частями тела. Считается, что чем развитее ребенок, тем больше деталей он изобразит. Чтобы на собеседовании у малыша не возникло никаких трудностей с выполнением этого задания, дома с ним можно либо проговорить структуру человеческого тела, показывая все на нем самом, либо вместе вылепить человека из пластилина. В процессе лепки ребенок лучше усвоит и запомнит, какой должна быть та же голова, руки, ноги и т.д.

Еще на собеседовании проверяют зрительно-моторную координацию будущего первоклассника. Говоря простыми словами, насколько он умеет воспроизвести на бумаге то, что видит перед собой. Для этого его могут попросить срисовать группу точек, изображенных в определенном порядке на листе бумаги, или домик, состоящий из простых элементов. Этот навык очень важен для первоклашки, чтобы он в дальнейшем смог научиться писать, а также работать на уроке, переписывая себе в тетрадку то, что пишет на доске учительница. Для его тренировки нужно дома как можно больше срисовывать различные картинки.

Это еще одно немаловажное умение, чтобы ребенок, когда уже будет учиться в школе, смог организованно и без проблем выполнять инструкции учительницы в классе. Чтобы проверить, насколько хорошо оно развито, будущему первокласснику могут предложить под диктовку педагога справиться с так называемым графическим диктантом (педагог будет говорить, куда вести ручкой по бумаге), чтобы в итоге получился красивый узор.

А домашнее задание для родителей такое: чаще просите ребенка выполнить что-то. При этом ваша просьба должна состоять минимум из 3-х указаний. Например, скажите малышу: «Подойти к столу, возьми два фломастера и положи их в пенал» (предложенные действия для выполнения могут быть любыми). При этом не стоит повторять просьбу, иначе малыш не научится воспринимать все с первого раза. Также это умение действовать по инструкции можно развить с помощью рисунков-лабиринтов. Например, нарисуйте полянку с тропинкой, которая разветвляется еще на несколько. Каждая из них ведет к отдельному домику. Вдоль тропинок пусть растут деревья, растения или сидит животное. Следуя разработанной вами инструкции (например, пройти мимо березы, свернуть направо, обойти грибную поляну и т.д.), ребенок должен «прийти» к нужному домику.

Насколько рука подготовлена к письму, проверяют с помощью различных пальчиковых игр. Например, ребенка просят «познакомить» каждый свой пальчик на руке с большим пальцем, прикоснувшись к нему. При этом эти действия он должен выполнять одновременно двумя руками. Если выполнить такое задание вашему малышу может быть сложно, значит, дома нужно заняться развитием мелкой моторики руки. Вам в помощь — лепка из пластилина, глины или соленого теста, вырезание из бумаги, оригами, раскрашивание и т.д. При этом, как советуют педагоги, важно следить за развитием обеих рук. Тогда развиваются оба полушария мозга. Также все эти занятия полезны для развития усидчивости и концентрации внимания.

Для проверки логического мышления даются, например, такие задания: из небольшого количества предметов нужно выделить лишний, объяснив, почему именно он, или же их нужно назвать одним словом. Еще могут попросить найти общее и различное между двумя объектами, (например, между самолетом и бабочкой, зимой и летом и т.д.), придумать по противоположному слову каким-то словам или же разместить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности. Потренировать логическое мышление можно и дома. Например, нарисуйте ребенку несколько картинок с ошибками, например, пусть на яблоне растет морковка, ночью светит солнце, а зимой распускаются цветы. Пусть он сообразит, что же не так на рисунке. Еще одно упражнение: читая малышу какой-то детский стишок, не говорите, как он называется. Пусть сам сам придумает заголовок. Благодаря этому он научится обобщать информацию и выделять главное.

Чтобы проверить, насколько развита речь ребенка (и связная речь в том числе), его могут попросить составить предложения по 2–3 картинкам, объединенным каким-то сюжетом. Также проверяется его словарный запас, например, сколько он сможет подобрать прилагательных или глаголов к предложенному слову. Например, малыша могут спросить: «Кошка какая? Что она делает?». Для домашней подготовки к этому блоку заданий подойдут такие тренировочные упражнения. Так, для развития словарного запаса нужно как можно чаще просить ребенка подробно описывать все, что он видит вокруг себя: людей, животных, предметы, дома на улице, растения, транспорт. Чтоб помочь малышу, родители должны задавать ему при этом разнообразные вопросы, например, какой величины то, что он видит, какой формы, какого цвета, из чего сделано и как это используют. Так ребенок научится характеризовать что-либо с разных сторон. Можно потренироваться и по-другому: попросить ребенка называть предметы или объекты, которым соответствует та или иная характеристика. Например, спросите у него, что бывает мягким, сладким, круглым, острым и т.д.

А чтобы ребенок овладел связной речью, нужно, чтобы он как можно больше говорил и пересказывал. Например, прочитанную сказку или увиденный мультфильм. А по вечерам можно просить его проводить для всей семьи своеобразные выпуски новостей. Пусть «ведущий» (то есть ребенок) расскажет о том, что интересного произошло у него за день. Пусть даже фантазирует на ходу. Так еще и будет развиваться его воображение.

И, наконец, чтобы развить выразительность речи, — читайте детские стишки или сказки в разных стилях. Например, пусть ребенок изменит интонацию при чтении так, чтобы в итоге получилась страшная, веселая или грустная история.

Проверяют так же и то, насколько ребенок различает звуки в словах. Например, малыша могут попросить найти общий звук в предложенной группе слов или же найти пары слов, которые отличаются одним звуком. Похожие задания можно выполнять и дома. А чтобы заниматься было веселее, предложите ребенку, например, хлопать в ладоши, когда он услышит слова с заданным звуком. Еще можно просить его подбирать слова, которые начинаются на первый, последний или любой другой по счету звук в названном вами слове. Также можно тренировать фонематический слух, читая те же детские стихотворения. При чтении специально делайте в словах ошибки, заменяя в них один звук другим. А задача малыша — заметить и исправить их.

Провенрка памяти происходит таким обрвазом:ребенку зачитывают около 10 слов, а затем просят его повторить их. Хорошим результатом считается, если малыш смог запомнить столько слов, сколько ему лет, то есть около 6–7 слов. Чтобы на собеседовании с такими заданиями не было проблем, научите ребенка объединять слова, которые нужно запомнить, в какую-то историю. Помогайте ему ее придумывать до тех пор, пока он сам этому не научится. Кроме этого, можно выполнить такие тренировочные упражнения. Первое: дайте ребенку ненадолго рассмотреть какой-то предмет (или изображение), а затем спрячьте. Он должен как можно более подробно и точно описать его. Второе: разложите перед ним несколько предметов. Пусть малыш посмотрит на них в течение 10–20 секунд, а затем отвернется. Ну а вы тем временем либо поменяйте местами предметы, либо вообще уберите какие-то из них. После того, как ребенок повернется, он должен рассказать вам, что изменилось на столе.

Автор: Людмила Колб

По материалам www.segodnya.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Как дети создают конфликты между родителями

Как дети создают конфликты между родителями
образование и развитие

Хотя взрослые убеждены, что основная детская стратегия — это «разделяй и властвуй», в чем дети достигают немалых успехов, никогда не следует верить, будто ваш ребенок действительно этого хочет. Несмотря на их действия, детям необходимо (и втайне они этого хотят), чтобы родители действовали как слаженная команда. Для своей же безопасности дети нуждаются в том, чтобы родители «сдерживали» их, были сильными и уверенными в себе, не боялись отстаивать свои убеждения, выражать свои чувства и утверждать свои ценности.

Дети будут получать среднее образование по схеме 5+4+3

Дети будут получать среднее образование по схеме 5+4+3
образование и развитие

Полное среднее образование дети будут получать в течение 12-ти лет по схеме на 5+4+3, а школьные программы и учебные планы будут разгружены.

За сколько времени можно «окупить» свое обучение в вузе

За сколько времени можно «окупить» свое обучение в вузе
образование и развитие

Каждый родитель желает лучшего будущего для своего ребенка. Поэтому минимально за год до окончания школы старается выпытать у своего чада, кем тот хочет стать. И если мнения по поводу будущей профессии сильно расходятся, в ход пускаются самые веские доводы — какие материальные выгоды принесет выбранная работа.

Украинских школьников оставят без обедов

Украинских школьников оставят без обедов
образование и развитие

Бесплатное питание для школьников с 1-го по 4-й классы могут отменить сразу после Нового года. Новшество, прописанное в проекте сокращений от Минфина, сэкономит бюджету 715 млн грн. Однако окончательное решение еще не принято, а в школах уже нет денег. Родители же жалуются, что в детских садах возросли поборы.