Многих родителей беспокоит, что их ребенок застенчив. Это достаточно популярный повод для обращения к детскому психологу. Однако часто родители не замечают, как неосознанно подталкивают ребенка к тому, чтобы тот был стеснительным. Сегодня поговорим о том, откуда застенчивость берется, как ее предупредить, а также о том, что делать, если ребенок уже застенчивый.
Как выглядит застенчивый ребенок?
-он сложно идет на контакт с другими детьми или взрослыми;
-он не уверен в себе;
-ему сложно знакомиться;
-он не любит перемен;
-он предпочитает проводить время с родителями, или же быть «под присмотром»;
-он не любит быть в центре внимания, выступать;
-он сильно привязан к маме;
-он боится конфликтов и не может за себя постоять.
Почему возникает застенчивость?
От природы дети достаточно любознательны и активны. Их не пугает незнакомая среда, люди, внимание. Одна из природных потребностей — это потребность в общении, в дружбе. Как же так получается, что ребенок вдруг становиться застенчивым? Дело в том, что в процессе воспитания ребенок усваивает нормы и правила поведения в обществе, с другими людьми. И вот тут родители могут допускать некоторые ошибки.
Что скажут люди?
Этой фразой родители часто хотят оградить ребенка от попадания в неловкую ситуацию, но нередко перегибают палку. Если для ребенка слишком важным становиться мнение чужих людей, он будет всячески избегать ситуаций, где ему придется сталкиваться с их оценкой. А, значит, чем меньше общения, тем меньше дискомфорта. К сожалению, зачастую родители так говорят, потому что для ни самих слишком важно чужое мнение. И поведение их ребенка вынуждает столкнуться с чувством стыда или вины. Поэтому задумайтесь: если Ваш ребенок застенчив, не слишком ли Вы сами зависимы от чужого мнения? Если да, то тут решение проблемы нужно начинать в первую очередь с себя.
Высмеивание, критика, требовательность
Так бывает, что родители не придают особого значения тому, что и как они говорят ребенку. Если ребенка часто критикуют, сравнивают с другими детьми, ставя тех в пример, или высмеивают его промахи, то ребенок будет стремиться не делать лишних шагов, дабы не столкнуться с подобной родительской реакцией. То же бывает и у малышей, родители которых слишком критичны и требовательны. Если мама или папа перфекционисты, то они ожидают от ребенка лучших результатов во всем. А если малышу сложно
Без мамы ни шагу
Увы, но слишком заботливые мамы, которые привыкли контролировать каждый шаг своего ребенка, также подталкивают его к застенчивости. Ребенок живет в постоянном ощущении, что сам он не может сделать ни шагу сам, он еще не слишком самостоятельный, не слишком сильный. И эта ситуация сложна тем, что обоим (и родителю, и ребенку) она выгодна. Малыш может не брать на себя никакой ответственности и быть пассивным, а мама посвящена детям, зачастую убегая от
Встань на стульчик!
Под этим заголовком я имею в виду те ситуации, когда Вы вынуждаете ребенка показать другим людям, как он умеет петь, танцевать, считать и пр. Это не хорошо, и не плохо, но важно учитывать желание и настроение Вашего ребенка. Когда Вы заставляете его насильно развлекать Ваших гостей, Вы закладываете основу будущей застенчивости.
«Нет» агрессии — «да» застенчивости
Очень часто застенчивые дети — это дети с запретом на выражение агрессии. Вполне возможно, что Вы слишком часто говорили ребенку о том, что не хорошо плакать, капризничать. Или же вмешивались в его «конфликты» на детских площадках. Переизбыток агрессии — плохо, но ее недостаток — тоже. Если ребенок не может постоять за себя, защититься, он становиться застенчивым и робким.
Что делать, если малыш уже застенчив?
1. Искать, какие моменты в вашем воспитании стоит подкорректировать.
2. Поделиться своим опытом. Если Вы тоже в детстве были застенчивы, или сейчас тоже наблюдаете в себе застенчивость, поговорите об этом с малышом. Расскажите, чего Вы конкретно боялись или боитесь, и как Вы научились преодолевать этот страх.
3. Попробуйте провести такой эксперимент: перестаньте считать своего ребенка застенчивым. Очень часто родительское мнение «транслируется» и усваивается ребенком, даже если родители стараются его не высказывать. А ребенок, как известно, очень сильно зависим от мнения его родителей. Поэтому начните видеть своего ребенка обычным, активным. Был такой эксперимент: детей из одного класса в школе учили соблюдать аккуратность с помощью объяснений, лекций, другой же класс называли самым аккуратным (хотя на самом деле эти дети ничем не отличались от других). Через
4. Создавайте такие условия, когда ребенок будет находить в кругу других людей. Приглашайте гостей, сами ходите в гости, создавайте «детские встречи» у Вас дома. Но не подталкивайте ребенка к общению. Ваша задача — лишь создать условия.
5. Играйте в игры, которые помогают пробудить «здоровую агрессию». Почаще деритесь подушками, бросайтесь снежками, обзывайте друг друга необидными словами. Это позволит ребенку стать свободнее в выражении своей агрессии. А, значит, и застенчивость начнет отступать.
Автор: Дарья Селиванова, детский и семейный психолог
По материалам www.uaua.info
Комментариев (0)
Интеллектуальные способности детей развивают слова, а не абстрактные звуки
образование и развитиеУченые подчеркивают: надо разговаривать с детьми. Это развивает их умственные способности. Ведь именно слова играют огромную роль в развитии мозга, когда ребенок еще не говорит. При этом, ни музыка, ни абстрактные звуки не могут сравниться с их силой.
В ровенских школах работают социальные педагоги
образование и развитиеСоциальные педагоги появились в школах Ровно с первого сентября. Эти специалисты будут работать с детьми, которые нуждаются в особом внимании, объясняют педагоги. Город Ровно один из первых городов в Украине, который начал учительское ноу-хау.
В младших классах будет по два учителя
образование и развитиеНесмотря на то, что столичное образование является лучшим в Украине, систему образования в Киеве нужно совершенствовать. Такое мнение высказал доктор философских наук, академик Академии педагогических наук, ректор педагогического университета им. Б. Гринченко Виктор Огневьюк. По его словам, проект Столичного стандарта образования, который по инициативе главы КГГА Александра Попова вынесен на всенародное обсуждение, не только перечисляет эти и другие проблемы отрасли, но и предлагает пути их решения.
Директор школы покусал ученика в воспитательных целях
образование и развитиеДиректор одной из школ Саудовской Аравии применял странные методы воспитания: чтобы добиться примерного поведения школьника, педагог укусил его и пригрозил продолжением процедуры.