Минздраву все равно, чем питаются украинцы

Минздраву все равно, чем питаются украинцы
 23.01.2013

Сегодня украинский продуктовый рынок считается одним из самых некачественных в мире. И это неудивительно: в погоне за прибылью отечественные производители часто вовсе забывают о качестве продукции. Государство же по непонятным причинам закрывает глаза на недобросовестных производителей, а эксперты в области продуктового тестирования не устают предупреждать — украинцев травят на каждом шагу.

Что на самом деле продают соотечественникам на рынках и в супермаркетах? Как выбрать качественные продукты питания? Эти вопросы мы задали президенту научно-исследовательского Центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» Валентину Безрукому.

Чаще всего Центр «ТЕСТ» исследует продукты питания. И во всех проведенных тестах есть производители, чья продукция оказывается не самого лучшего качества. Какую область украинского продуктового рынка на сегодняшний момент можно назвать самой некачественной?

Продукты питания тестируются, в первую очередь, потому что у этого рынка есть немало проблем. Мы постоянно делаем опросы на нашем сайте и среди коллег — результаты показывают, что украинцам интересно узнать правду о качестве того, что они покупают каждый день. В тоже время, например, в Германии потребитель чаще хочет исследовать технику. В Европе достаточно дорогая техника, поэтому приобретение некачественной электроники может дорого стоить.

Что же касается «хорошей» или «плохой» продукции, то тут все неоднозначно. Не бывает черного или белого и так сразу не скажешь, какую область продуктового рынка страны можно считать самой качественной. Как бы странно ни звучало, но, сколько мы не тестировали ликероводочную продукцию, она всегда показывала хороший результат. Водка в Украине действительно качественная. Другое дело, что в качестве образцов мы всегда берем официально продаваемую продукцию только с магазинов.

Самой же неоднозначной продуктовой областью можно назвать молочку. Скажем, в йогуртах и творожных десертах довольно много составляющих, значит, такие продукты легче подделать и они, естественно, менее полезные. Если же вы покупаете крупы, то шансов отравиться, например, гречкой, гораздо меньше, чем тем же магазинным йогуртом.

То же самое можно сказать и о колбасах. В вареной колбасе много составляющих, производитель эту продукцию может фальсифицировать. В то время, как сырокопченые колбасы или мясо одним куском, например, балык, подделать труднее.

Вы часто проводите исследования на коммерческой основе. Кто является заказчиком подобных тестов? И, скажем, может ли простой человек, который переживает за качество еды для своих детей, заказать полноценную экспертизу?

Чаще всего экспертизу продуктов заказывают представители СМИ. Кроме них, частыми заказчиками являются консалтинговые агентства, разнообразные профильные организации, рекламные агентства. Для обычного потребителя заказать полноценную экспертизу — довольно дорогое удовольствие. Но в принципе, к нам могут обращаться и обычные украинцы. Например, тест на кишечную палочку в молочке будет стоить до 100 гривен, тест сыра на предмет содержания в нем пальмового масла, а также тест на ГМО стоят в районе 600–700 гривен. А вот исследование обыкновенной питьевой воды — дорогое удовольствие, ведь воду необходимо тестировать по многим показателям. Обычно мы делаем сравнительные тестирования, поэтому потребителям проще обратиться в СЭС.

Каким образом происходит подбор марок (производителей) продуктов питания, которые исследуются? Почему изучая, например, молочную продукцию, «ТЕСТ» не исследовал широко известные торговые марки?

Я бы не сказал, что мы не исследуем марки известных производителей. Перед тем, как что-либо тестировать, мы изучаем торговый ряд той или иной продуктовой области в национальных торговых сетях, например, в «Фуршете», «Метро», «Мегамаркете» и т.д. Затем определяется и популярность по частоте покупок.

Тем не менее, исследовать все марки производителей практически невозможно, да, и очень дорого. Например, при подготовке к тестированию сливочного масла, мы нашли в рознице около 50 марок. Еще больше производителей молока. Поэтому тестировать их всех мы не можем, упираясь в бюджет.

В выборе марок, которые будут тестироваться, у нас, как и в Европе, есть правило: мы выбираем известных производителей, добавляя к ним менее известные торговые марки. Ведь часто бывает, что производитель мало выделяет денег на раскрутку и рекламу, зато делает акцент на качестве своей продукции. Ярким примером могут служить китайские пальчиковые батарейки. Когда мы их тестировали (это было относительно давно — ред.), то думали, что у Китая будут самые плохие показатели, а оказалось наоборот — они стали отличниками качества и обошли многие известные марки.

Многие из результатов исследований продуктов питания шокируют не только покупателей, но и самих сотрудников «ТЕСТа». Скажите, привлекаются ли недобросовестные производители к ответственности? Можете ли Вы привести пример, когда благодаря результатам экспертизы, были предприняты радикальные меры в отношении производителей?

Мы добровольно отдаем результаты исследований в Антимонопольный комитет — эта структура, как говорится, умеет находить общий язык с недобросовестными производителями. Остальным же органам, как правило, все равно, какие результаты тестов. Например, в Минздрав мы уже давно не обращаемся и не присылаем им наши результаты — в ведомстве этим просто не интересуются.

Можно еще вспомнить милицию — иногда они тоже обращают внимание на полученные результаты.

Какие универсальные советы можно дать украинцам, которые выбирают продукты питания в отечественных супермаркетах? На что, прежде всего, нужно обращать внимание?

Универсальный совет для украинцев: заранее составляйте список продуктов, которые вам необходимо приобрести. Это обезопасит вас от спонтанных покупок, которые, как правило, и являются самыми некачественными. И все же следует понимать, что качество и безопасность — это разные вещи. Например, магазинный йогурт, где будет 15 составляющих, будет менее полезным, чем, например, приготовленный в домашних условиях такой же продукт. Но это не означает, что йогурт из супермаркета небезопасный или невкусный, а вкус, кстати, — одна из важных составляющих качества.

Если же речь идет о сыре и мясной продукции, то тут все неоднозначно. Конечно, лучше покупать цельную головку сыра, чем нарезку. Но для украинцев это получается невыгодно по затратам. Правда, есть и плюсы: украинские производители, в отличие от российских, имеют индивидуальную упаковку продуктов, так что отследить качество удается легче. Гораздо менее безопасно покупать мясную и сырную нарезку самих супермаркетов, когда непонятным, увы, остается состав приобретенного.

Спор на счет качества продуктов питания на рынках и в супермаркетах продолжается уже много лет. Можно ли выделить группы продуктов, которые лучше всего покупать на рынке или, наоборот, в супермаркете?

Если говорить о скоропортящихся продуктах, то, их лучше покупать в супермаркетах. Это, прежде всего, касается молочки, ведь базарные молоко в 100% и творог в 90% имеют кишечную палочку.

Приемлемой является покупка продуктов на так называемых рынках выходного дня или ярмарках — тут можно приобрести все от самого производителя, от человека, который сам выращивает. А на обычных базарах, как правило, одни перекупщики — у настоящего производителя просто нет возможности 7 дней в неделю торговать.

По материалам news.mail.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Животные и дети в доме: за и против

Животные и дети в доме: за и против
развлечение и отдых

Большинство детей любят животных и мечтают о том, чтобы у них был собственный четвероногий друг. Кто-то согласен на хомячка, а кто-то выпрашивает у родителей собаку, или даже лошадку. Стоит ли отказывать ребенку? И если согласиться на приобретение животного, то какие нюансы обязательно стоит учитывать?

В Киеве открылся контактный зоопарк

В Киеве открылся контактный зоопарк
развлечение и отдых

Национальный реестр рекордов сегодня пополнился крупнейшим в Украине контактным зоопарком. В столице под открытым небом собрали более 30 видов животных, к которым можно заходить в загоны, кормить и ласкать.

«Электронный чебурашка» расскажет, где гуляют ваши дети

«Электронный чебурашка» расскажет, где гуляют ваши дети
развлечение и отдых

Интересный аксессуар под названием «Электронный чебурашка» представила компания «Piligrim-Москва». Устройство основано на базе системы спутникового слежения Piligrim и призвано помочь родителям, беспокоящимся о местонахождении своих детей.

В Днепропетровске школьник возглавил Приват Банк

В Днепропетровске школьник возглавил Приват Банк
развлечение и отдых

11-летний школьник Илья Фалаштинський из Христиновки Черкасской области возглавил отделение Приват Банка «Жовтневое» в Днепропетровске. Правда только на один день. Таким образом Приват Банк совместно с компанией Master Card решил помочь мальчику и воплотить его мечту в действительность.