На грани пофигизма и «культа личности»?

На грани пофигизма и «культа личности»?
 06.02.2013
В Швеции детям рассказывают о сексе еще в детсадах, в Германии подают в суд на родителей, если те не дают им деньги на учебу, а в Японии до шести лет малышей не наказывают. А как воспитывают своих детей украинцы?

Еще не шведы

Двадцать лет назад наличие игровой приставки у ребенка делало его королем компании, и он моментально «обрастал» друзьями, желавшими опробовать очередную «стрелялку», а сегодня ребятишки уже в три года не расстаются с планшетами, запросто переходя с одного уровня на другой. Пятнадцать лет назад родители жестко отслеживали просмотр телевизионных программ, боясь, чтобы чадо не увидело чего лишнего. Сегодня же в мультфильмах кровищи и пошлости больше, чем в блокбастерах.

Но принесли ли эти современные реалии иные формы воспитания детей или все осталось без изменений?

Сексуальное воспитание: интернет, журналы и кино

Говорят, что в Швеции детям с младшего школьного возраста рассказывают о средствах контрацепции. Уже в шесть-семь лет маленький швед может рассказать, как лучше предохраняться и какие последствия может вызвать неосторожность в интимных вопросах.

В Германии ситуация похожая. Виктория, выросшая в немецком Хайдельберге, рассказывает, что в 14–15 лет мама отводит дочку к гинекологу и тот выписывает ей противозачаточные. Обычно в этом возрасте немецкие подростки как раз и начинают половую жизнь.

У нас же для многих мам тема секса по-прежнему запретна. Несмотря на то что времена меняются, современным родителям совершенно некомфортно разговаривать на такие темы со своими отпрысками. И в связи с этим вспоминается «бородатый» анекдот, когда отец говорит сыну: «Ты уже подрос, пора нам поговорить с тобой о сексе», на что юнец отвечает: «Конечно, папа, спрашивай!» И эта ситуация похожа на правду: из интернета, модных журналов и фильмов подростки узнают все, о чем родители так страшатся говорить.

ТВ и ПК: отвлекающий маневр

В Германии очень многие родители не позволяют маленьким детям смотреть телевизионные передачи. Так, примерно 90 процентов семей принципиально не подпускают к телевизорам детей до восьми лет, лишь после этого возраста понемногу дети начинают смотреть только детские (!) каналы. В связи с этим и самим родителям приходится сводить к минимуму просмотр «зомбоящика».

Да уж, не сравнить с нашими семьями, где телевизор давно стал отвлекающим маневром: не хочешь, чтобы ребенок надоедал тебе, — включи мультфильмы. Вечно занятые мамаши разрешают малышам часами сидеть перед экраном, особо не задумываясь, как это отразится на развитии любимого чада.

Такая же ситуация и с компьютерами — уже в три года малыши в состоянии найти на ПК любимый мультик. Становясь постарше, они часами могут зависать перед монитором, осваивая новую игру.

Наказания: кнут без пряника

В Японии маленький ребенок — это бог, до шести лет ему позволено абсолютно все. Малыш может драться с другими детьми или рисовать фломастерами на обоях — наказания или даже строгого выговора не последует.

А в Германии вообще официально запрещено физическое наказание детей. Даже если родитель в сердцах крикнул на провинившегося сорванца, то вполне может ожидать, что обидевшийся ребенок обратится в суд — защищать свои права.

Мы о ювенальной юстиции, которая как раз и предусматривает изъятие детей у экспрессивных мам и пап, тоже писали («Две коварные «Ю», № 210 от 7 ноября 2012 года), но пока еще подобные законы у нас не приняли, оте­чественные родители считают, что воспитание ребенка — это их дело, и уж какими методами это происходит — никого не касается. Вот и выходит, что «кнут» у нас применяется гораздо чаще, чем «пряник».

Денежки: кормим до последнего

В Испании и США родители с детства стараются приучить ребенка, что главное в жизни — это успешная карьера и хороший заработок. Все силы мам и пап направлены на то, чтобы сделать из детей материально независимых личностей.

А вот немецкие бюргеры содержат свое чадо до 18 лет, после этого они могут попросить ребенка выселиться из квартиры, но пока он учится, мама и папа обязаны оплачивать его жилье. И нередки случаи, когда дети подают на родителей в суд, если те отказываются это делать. Наши же родители и без судов готовы содержать детей до последнего.

И это еще понятно, когда ребенок учится в школе, но вот он поступает в вуз, а ситуация не меняется — родители оплачивают жилье, еду, дают деньги на развлечения, а еще нередко и за саму учебу платят. Впрочем, даже бывшие студенты могут месяцами, а то и годами искать себе работу, продолжая висеть на шее у родителей.
Индиго с «культом личности»

Впрочем, этот инфантилизм легко объясним. Украинские специалисты вообще обеспокоены тем, что наши родители устраивают для своих детей «культ личности» в миниатюре.

Светлана Кондыч, детский пси­холог:

«Если в Советском Союзе нам рассказывали, что важен только коллектив, то после того, как железный занавес упал, пошел перекос в другую сторону — все стали заботиться только о личных интересах. Так и детей воспитывают: главное — это ты, а на остальных не обращай внимания! Вот и получается, что ребенок считает, что весь мир должен крутиться вокруг него. Да и родители существуют лишь для удовлетворения его нужд. Психологи считают это ошибкой самих мам и пап. Родители, начитавшиеся статей о детях индиго, о „новой расе людей», вдруг решили, что их дочки и сыновья какие-то особенные, поэтому им можно все».

Модная педагогика

В западных странах родителям совсем не обязательно отсылать своих детей в стандартные детские сады и школьные учебные заведения. Они могут подобрать что-то такое, что, на их взгляд, будет максимально развивать ребенка.

В Великобритании, например, до сих пор сильна традиция однополых школ-пансионов. По мнению многих педагогов, такая система позволяет ученикам в большей степени сосредоточиться на учебном процессе.

Еще одна популярная на Западе система, о которой у нас даже мало кто слышал, — вальдорфское образование, созданное ученым Рудольфом Штайнером. В штайнеровских детсадах и школах основой основ считаются чувственное познание, образное мышление и сопереживание. Подобные заведения пропагандируют максимальный запрет для ребенка телевизоров и компьютеров. Из предметов здесь в первую очередь уделяют внимание искусству, а традиционные дисциплины (математика, чтение) занимают второстепенное место.

Если взять соседнюю Россию, то и там есть свои методики. Например, школа Щетинина, где вместо классов образованы разновозрастные группы, оценок и домашних заданий нет совершенно. При этом к 14–15 годам ученики оканчивают курс средней школы.

В Симферополе из новомодных практик пока появился только центр раннего развития по системе Монтессори. Еще в начале XX века итальянка Мария Монтессори решила, что главное в воспитании детей — это индивидуальный подход. У каждого ребенка есть свои особые потребности, к которым надо максимально прислушиваться. Вот и теперь в школах Монтессори малышам позволяют самим решать, чем и сколько времени они хотят заниматься. По мнению педагогов, придерживающихся этой системы, подобные методы с раннего возраста приучают ребенка к самостоятельности, свободе и умению мотивировать самого себя. Правда, не все специалисты оценивают такие системы положительно.

«Западные модели нам не совсем подходят. Например, в системе Монтессори мне нравятся лишь отдельные элементы, но не вся система в целом. Я не вижу особой эффективности такого воспитания детей» -говорит Светлана Кондыч.

 

Автор: Евгения Королева

По материалам ktelegraf.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Дети с задержкой психического развития будут обучаться в обычных школах

Дети с задержкой психического развития будут обучаться в обычных школах
образование и развитие

С 1 сентября 2017 в Украине прекратят набирать учеников в подготовительные и первые классы специальных школ (школ-интернатов) и обеспечивать условия для обучения этих детей в специальных или инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений. Соответствующее постановление 26 октября утвердили на заседании Кабинета Министров Украины, сообщила пресс-служба Минобразования.

Младенцы могут читать ваши мысли!

Младенцы могут читать ваши мысли!
образование и развитие

Исследование показало, что годовалые дети угадывают мысли других посредством эмпатии. Ранее считалось, что способность к эмпатии — идентификации себя с другим человеком — появляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, и у детей из разных стран это происходит в разных возрастах.

Дети от смешанных браков выше и умнее сверстников

Дети от смешанных браков выше и умнее сверстников
образование и развитие

Ученые выяснили, что генетическое разнообразие, которое получают дети от родителей разных национальностей или рас, дает им немало преимуществ.

Житомирских школьников подстригут бесплатно

Житомирских школьников подстригут бесплатно
образование и развитие

В парикмахерских Житомирской области перед началом учебного года дети будут обслуживаться бесплатно. Об этом сообщили в пресс-службе Житомирской областной государственной администрации.