Родители каждого ребенка хотят, чтобы их дитя училось в самой лучшей школе, желательно в гимназии, и непременно в самом сильном классе. Но чем это желание может обернуться для ребенка, как избежать детского стресса и сделать обучение в школе комфортным и качественным, разъясняли специалисты.
Еще несколько лет назад условия поступления беспокоили одиннадцатиклассников и их родителей. В наше время эта проблема стала моложе на 11 лет: сегодня о поступлении волнуются, начиная с детского сада, но о поступлении не в вузы, а в школы. К вступительному тестированию дошкольников уже все привыкли и принимают как должное. Но мало кто знает, что тестирование во многих случаях — незаконно и непедагогично.
Горе от ума
К поступлению в школу теперь готовят на специальных подготовительных занятиях по субботам в течение всего предучебного года, в так называемых «школах будущего первоклассника»: психологи работают с пятилетними детьми в русле психологической адаптации, а учителя начальных классов учат читать, писать, считать, рисовать и многому другому. С одной стороны, что ж плохого в раннем развитии? Но с другой стороны, часто все, чему дети учатся на подготовительных занятиях, в течение первого года повторно проходят в школе.
Лидия Подоприхина, учитель начальных классов с педагогическим стажем 32 года:
«Ребенок должен быть подготовлен к школе: знать буквы, цифры, должен быть эрудирован по возрасту. Но требовать от шестилеток чтение, решение пусть элементарных математических примеров — абсурд. Безусловно, с подготовленными детьми работать легче, но есть и другая сторона — дети, которые все умеют, очень часто теряют к учебе интерес — и это хуже всего. Посещать подготовительные (а они стоят немалых денег) — дело не обязательное, можно учить ребенка и дома, и в детском саду, но на практике выясняется: если не ходил на них — будешь выглядеть слабым и неподготовленным на фоне подготовленных».
Тестирование шестилеток — дело опасное
Другое дело — вступительные тесты, которые применяются сегодня в некоторых школах Крыма. Кто имеет право проводить тестирование и насколько его применение правомерно и безболезненно для будущих школьников, нам ответили специалисты.
Валентина Бойко, начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК:
«Для поступления в первый класс родитель ребенка должен написать заявление, принести медицинскую карту и копию свидетельства о рождении. Тестирование и конкурсный отбор по закону проводят только специализированные школы с углубленным изучением предметов, школы с углубленным изучением языков и предметов
Высокими требованиями школ возмущается буквально каждый родитель, и в то же время не перестает изыскивать у своего чада неординарные способности — не может же его ребенок выглядеть хуже! Мам и пап понять можно, но вот о психике ребенка мало кто задумывается всерьез. В итоге адаптация ребенка к первому классу существенно затягивается, потому что он чувствует, что пришел не туда, где ему радуются и его ждали, а туда, где чужие люди в непривычной обстановке начинают от него требовать ответов и решений.
Наталья Ткаченко, психолог:
«Ребенок шести лет не ориентирован на результат своей деятельности, а больше — на процесс обучения. Ему очень тяжело понять, что от него хотят. А в результате ему к поступлению в школу уже нужно иметь тот запас знаний и информации, которые часто дети получают после прохождения первого класса, — это, конечно, абсурдно».
Учеба детей — результат амбиций родителей
Тем не менее даже если родители и понимают, что требуют от своего дитяти лишнего, все равно ведут в школы, где эти требования все же неотъемлемы.
Татьяна Коваль, директор гимназии №9 г. Симферополя с углубленным изучением английского языка:
«Есть понятие: психологическая готовность к обучению в школе. Существуют правила приема, но только для специализированных учебных заведений, т. е. не для общеобразовательных школ. Готовность мы определяем согласно тестам, разработанным и утвержденным Академией педагогических наук Украины. У поступающего к нам ребенка должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, словарный запас, нормально развитый речевой аппарат, без дефектов речи».
Игорь Ковалев, директор гимназии №1 им. К. Ушинского г. Симферополя:
«По месту жительства должны принять любого. Психологи смотрят, готов ли ребенок к обучению, готов ли он усваивать материал, быстро ли он устает. А уметь читать, писать ему необязательно, здесь его научат. Тесты — развивающие: по ним смотрят, понимает ли ребенок, что он делает. Мы берем практически всех. С помощью тестов мы просто составляем карту ребенка».
У родителей поступающих в этом году первоклашек нашей редакции удалось выяснить, что тесты касались не только определения психоэмоционального состояния ребенка, но и его навыков и знаний. А чтобы сдать их успешно —
Во сколько лет лишать ребенка детства?
В классы школ планируется набирать по 28 — 30 человек. Но иногда эти нормы, установленные Министерством образования, не выдерживаются, и в классы попадает практически 40 детей.
Анна Б., мама первоклассницы Оли:
«Школа старая, классы маленькие. В классе около 40 человек, и парты поставлены настолько близко друг к другу, что учительница не может пройти между рядами. Получается, что дети, которые сидят впереди, еще
Немаловажно и когда отдавать ребенка в школу. Оказывается, по закону об образовании в Украине
Автор: Вера Надеждина
По материалам ktelegraf.com.ua
Комментариев (0)
Не все шестилетки способны выдержать школьную нагрузку
образование и развитиеКак и положено, на школьной линейке папы, мамы и бабушки будут умиляться тому, как быстро вырос ребенок — вот уже пошел учиться. И многим из них невдомек, что как раз не вырос: почти половина шестилеток просто не готовы к школьному обучению, и вовсе не потому, что дети мало знают, просто они не достигли, говоря языком специалистов, школьной зрелости. Но родители не желают этого замечать и считают, что чем больше нагрузить ребенка, тем успешнее он будет грызть гранит науки.
На Луганщине ученики отстояли право обучаться на украинском языке
образование и развитиеУченики 10 класса школы №7 города Рубежное Луганской области и их родители отстояли право обучаться на украинском языке. Как передает УНИАН, об этом сегодня во время
Теперь русский язык будет региональным на любой территории
образование и развитиеПринятие базового закона о языках, который сейчас разрабатывается в парламентской фракции ПР, позволит украинским местным советам предоставлять региональный статус тому или иному языку. Об этом в ходе
7 советов, как помочь детям с решением домашнего задания
образование и развитиеПожалуй, нет ни одного родителя, который не мечтал бы, чтобы его ребенок стал одним из лучших в классе и успевал по всем предметам. Однако также многие осознают, что подчас ребенку в одиночку достаточно трудно справиться с решением домашнего задания в силу некоторых факторов. Если это начальная школа, то ребенку просто трудно войти в новый для него режим. Ну, а в старших классах появляются другие приоритеты. Тем временем, родители не должны взваливать на себя целиком выполнение того, что должен, по сути, делать сам ребенок. А значит, нужно использовать особый подход. Перечисленные ниже советы помогут в этом непростом деле.