Как заставить школьника читать книги?

Как заставить школьника читать книги?
 12.02.2013

Современные дети читают все меньше... Учителя ставят двойки, а родители идут на хитрости, лишь бы чадо освоило классику литературы. Мы собрали мнения и советы экспертов, какие книги нужно читать и с помощью каких уловок это сделать.

«Прочитаешь — куплю айфон»

Отец 13-летнего сына, киевский журналист Александр Чаленко, жаловался на те же проблемы: они с женой читают постоянно, а сына за книжку не усадить, он только в игры играет и смотрит сериалы и спорт по ТВ. Выход предложил сам продвинутый ребенок.

- Сын пришел с листком бумаги и просьбой составить список из 20 произведений, которые он должен прочесть. И предложил мне подписать с ним договор, по которому после прочтения я должен купить ему пятый айфон! Вот дети пошли, — посмеялся отец.

Но договор подписал. В его списке были, например, Вальтер Скотт «Айвенго», Каверин «Два капитана», Стругацкие «Трудно быть Богом», Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Акунин «Турецкий гамбит», Стивенсон «Черная стрела», три тома Толкиена, Пелевин «Чапаев и пустота»...

- Мы потом добавили Сабатини, Рыбакова, Жюля Верна и Уэллса, — рассказал нам Александр. — Книги читает с трудом. Сейчас осваивает «Хоббита». Говорит, что читает по 30 страниц в день, но мы скептически относимся к его заявлениям. Второй день болеет, но сидит не за книгой, а смотрит сериал «Папины дочки»... Думаю, айфон хочется, но решает, как меня провести!

Список, конечно, на любителя. На страничке Александра в соцсети реакция друзей была от «все равно не прочитает!» до «отличная идея, своим такое же составлю». И посыпались мнения: добавь «Остров сокровищ», «Овод», «Дети капитана Гранта»... Уберите Стругацких, добавьте... Ну и, конечно, далеко не все верят в успех затеи. Советуют установить срок действия договора и ответственность сторон за неисполнение.

По мнению экспертов, такие «договорные отношения» с детьми хорошо работают до определенного возраста, лучше всего — с младшими школьниками. И лучше всего «договор» заключать на базовую, школьную литературу, а не на дополнительную. Ее нужно подбирать с учеником, заинтересовывать, подбрасывать разные идеи. И лучше всего создавать ему иллюзию выбора, то есть не между «читать или нет», а между «читать фантастику или детектив». В них тоже есть мировые шедевры!

И, кстати, если ребенок, как сын Александра, «не читает» в 12–13 лет, это может быть просто вредный подростковый возраст: чем больше уговариваешь — тем больше противодействие. Лучше подождать лет до 15–16 и тогда снова начинать разговаривать о чтении.

«Заставлять? Ни в коем случае!»

А вот знаменитая артистка Ада Роговцева уверена, что ни договоры, ни приказные меры к школьникам применять нельзя.

- Важно, какие родители и какой школьник, его способность воспринимать. У меня два ребенка были совершенно разных, и просто нелепо было говорить Кате прочитать то же, что Костя читает, и наоборот! Например, Катя в 12 лет Цветаеву прочитала почти всю, и Лину Костенко. Я их старалась Ахматовой разбавить... А сын Костя уходил в изотерику, философию, в Бодлера, в научно-популярную литературу. Это очень индивидуально. Семья — это интимное взаимодействие родителя и ребенка. Следить, подсовывать, увлекать? Нет. Как Марина Цветаева говорила, «лучше внушать стихи, чем их читать». Вот внушать, что прочесть, важно. А составлять список — это школьная схема. Есть общий базис, и его дает школа, у них там все продумано, над этим много умных людей работает. Но если родители не читают, то и ребенку не могут приказать: «Давай, тебе сказали». Он делать этого не будет. Или рождается книгочей, а не интеллектуальный человек, у которого работает мысль, есть своя точка зрения...

Вывод от Ады Роговцевой: детям нужно подсовывать книги, которые их интересуют, чтобы вдохновить, и дальше они уже будут читать сами.

Комментарий эксперта

«Не читает книги? Попробуйте подсунуть электронную!»

Семейный психолог и психотерапевт Татьяна Белоусова советует:

- Дети действительно стали меньше читать. Больше других информационных источников, меньше внимания книгам. Но зато сейчас хорошо работают гаджеты: дети начинают читать больше, когда у них появляются электронные книги. Знаю точно, это сработало и с моими детьми! Часто родители сталкиваются с тем, что бумажную книгу — нет, а где-то в Интернете, может быть, и по диагонали — но прочитал! И еще: если ребенок не читает вообще — скорее всего, не читают родители. Помните об этом.

Что читать? Я бы как родитель ограничилась классикой, но есть правило: дети больше и охотнее читают, если им разрешают самим выбирать книги. Идите с ними в книжный магазин или библиотеку и дайте им право выбора, даже если вы с ним будете не совсем согласны. Как выбирать? Как обычно: отзывы, аннотации... И тут интернет вам в руки: там много онлайн-библиотек, родители обмениваются мнениями.

Автор: Ольга Шестакова

По материалам kp.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Отцы формируют взгляд на жизнь и у дочерей, и у сыновей

Отцы формируют взгляд на жизнь и у дочерей, и у сыновей
образование и развитие

«Отец является важной ролевой моделью для мальчика. Глядя на мужчину, мальчик учится брать на себя ответственность, защищать, помогать. Он может сформировать отношение к женщинам, взяв за основу отношение отца к матери. Если семья гармоничная, то мальчик решит: «Я всегда буду относиться к будущей жене, как папа».

Сколько стоят репетиторы в разных странах мира

Сколько стоят репетиторы в разных странах мира
образование и развитие

Во многих странах мира родители тратят на дополнительное образование детей огромные суммы. Социологи выявили интересную зависимость: чем более неустойчиво финансовое положение страны, тем больше денег родители тратят на репетиторов.

Вступительная кампания: в какие вузы абитуриенты подали больше всего заявлений

Вступительная кампания: в какие вузы абитуриенты подали больше всего заявлений
образование и развитие

В 2018 году абитуриенты подали больше всего заявлений на поступление в Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко.

Подарим любовь детям-сиротам

Подарим любовь детям-сиротам
образование и развитие

Заботясь о детях, мы заботимся о будущем. Ведь от того, как их будут воспитывать, обеспечат ли их всем необходимым – зависит, какими они вырастут впоследствии. И речь идет не только о тех детях, чьи мамы и папы ежедневно находятся рядом с ними, но и о тех, кто по тем или иным причинам лишен родительской опеки. А ведь именно им наиболее необходимы забота и любовь общества.