Как воспитывать ребенка: о мудром контроле

Как воспитывать ребенка: о мудром контроле
 12.04.2013

На идею поделиться опытом меня подтолкнули разговоры о запретах, вседозволенности и неуправляемости современных детей. Иногда встречаю на разных форумах родительских целые дискуссии и даже «яростные драки». «Ребенок — личность, ему нужна свобода» — утверждают одни. «Ну-ну, настрадаетесь вы еще от своей свободы — отвечают другие». И так до бесконечности.

Надо сказать, что «свобода» — для меня слово ключевое, независимо от того, касается ли это детей на занятиях, моих собственных детей или даже семейной жизни. Но понятие свободы слишком широко и многогранно, и, конечно, требует пояснения в каждом отдельно взятом случае. Ведь правда, как известно, всегда где-то посередине...

Свобода не исключает контроля. Только что именно мы контролируем?

Например, распространенная проблема всех родителей: «ребенок и компьютер». Чаще всего родители контролируют время пребывания ребенка за играми, поощряя или наказывая его (награда за оценки, наказание за поведение) тем самым компьютером и временем пребывания за ним. Что, на мой взгляд, является совершенно неверной схемой при воспитании детей! При этом ребенок вообще не имеет прав и свобод, и осваивает ужаснейшую систему, со временем учась хитрить, юлить и даже врать. При этом получается, что родители сами его провоцируют! Как же поступать? Давать ребенку свободу самому выбирать, сколько сидеть за компьютером! Но при этом составлять с ним четкий план: что и когда мы должны выполнить в течение дня. Объяснить, чтобы ребенок хорошо понял, зачем нам нужны занятия или прогулка на свежем воздухе, например. А в остальное время можно делать что угодно, в том числе и играть. Почему нет? Так ребенок будет учиться самоконтролю, что для родителей гораздо спокойнее и выгоднее! Если вариант не слишком запущен (уже есть неправильная схема поведения), дитя с радостью примет такой вариант и будет им разумно распоряжаться!

Если же у вас в семье уже действует закон «наказания — поощрения», всегда можно ввести новое правило, но, конечно, уже с оговорками. Пусть для начала пишет план, где четко указывает свое время игры. Но сам!

Контролировать же, на мой взгляд, нужно не «сколько», а «что»! Для этого нужно выделить время, чтобы найти — подсказать — заняться вместе с ребенком теми играми (или мультиками), которые мы считаем подходящими для ребенка. Если вы действительно включитесь в процесс, скорее всего, вам удастся заинтересовать ребенка тем, чем хотелось бы! Объясняйте, если нужно, выражайте свой эмоциональный восторг — дети очень любят то, что вызывает у родителей бурные положительные эмоции. К примеру, «Ой, какая игра! Она не просто интересная, а еще и умная! Смотри, как развивает! Если в нее играть, можно быстро поумнеть»!

О ханжестве и личном примере

Думаю, в глубине души каждый умный родитель понимает простую истину: «Ни одно правило не будет работать с ребенком, если не придерживаешься его сам»! Глупо говорить, что чипсы не полезны, и при этом есть их пачками. Конечно, ребенок будет делать то же самое. Но если с чипсами все более-менее ясно, то стоит задуматься, не проявляем ли мы скрытое ханжество по отношению ко многим другим важным вещам? Ведь пример имеет место быть только тогда, когда мы по-честному относимся к себе. Ребенок чует такие вещи нутром. Так что, если вы будете курить «втихаря» на балконе, когда он спит, а при нем распинаться о вреде курения, это будет гораздо хуже, чем честно сказать: «Я не горжусь тем, что курю, и очень пытаюсь избавиться от этой привычки. А еще очень не хочу, чтобы она появилась у моих детей».

Кстати, об общих вредных привычках и добродетелях. «Ничто так не подавляет чувства свободы, как инстинкт стадности» — сказал однажды русский афорист, бизнесмен Михаил Мамчич. Проверьте, насколько часто вы сами говорите ребенку фразы вроде: «а когда я был, как ты», «делай так, как положено» (кем положено? почему?), «вот такие хорошие дети, как тот-то, делают так-то»... Чаще всего мы даже не замечаем, как своими запретами программируем ребенка на «стадность», ущемляя его индивидуальность. Ребенок сопротивляется — начинаются конфликты, ребенок соглашается — он начинает терять себя, подстраиваться «под течение». И хоть поначалу такой покладистый ребенок очень «удобен» для родителей, со временем из него будет очень сложно вытащить ответ на вопрос: «Чего же я, именно я (не родители, не учителя, не друзья, а именно я) хочу»? Свобода — это все начинать с ребенка! Его мировоззрения, желаний, мыслей... А контроль — это поддержка. Просто идите рядом, не отдаляясь слишком далеко, чтобы в нужным момент подхватить...

 

Автор: Наталия Грабовская, арт-терапевт

По материалам www.uaua.info

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Открылась первая в мире школа для близнецов

Открылась первая в мире школа для близнецов
образование и развитие

Обыкновенная частная британская школа Grange School в Хартфорде (Hartford), графство Чешир, Великобритания,принимает близнецов, так как имеет собственную программу обучения таких необычных детей.

В британских школах учат быть счастливыми

В британских школах учат быть счастливыми
образование и развитие

Власти Великобритании намерены ввести в школах страны Пенсильванскую программу жизнерадостности или умения быстро восстанавливать физические и душевные силы.

Правильно оборудованное рабочее место школьника — Залог хорошей успеваемости!

Правильно оборудованное рабочее место школьника — Залог хорошей успеваемости!
образование и развитие

Накануне начала нового учебного года надо обновить не только школьный гардероб и содержимое рюкзака, но и подготовить рабочее место. И к этому вопросу стоит отнестись со всей серьезностью, ведь неудачно подобранная мебель, расположение компьютера на столе могут стать причиной сколиоза и севшего зрения. О том, как организовать правильный учебный уголок, нам рассказали главный реабилитолог Центра Евминова Ирина Собко, руководитель Центра традиционной медицины доктора Измайлова Дмитрия Измайлова и дизайнер интерьера Игорь Мусиенко.

Что мешает вашему ребенку развиваться?

Что мешает вашему ребенку развиваться?
образование и развитие

В настоящее время родителей беспокоит больше всего, пожалуй, два основных вопроса: здоровье ребенка и его интеллектуальное развитие. Открываются различные группы развития для малышей, на прилавках полно развивающей литературы, беспокойные матери находятся в поисках все новых и более, как им кажется, эффективных программ развития.