Не следует ругать шестилетку за то, что он плохо читает или не умеет завязывать шнурки

Не следует ругать шестилетку за то, что он плохо читает или не умеет завязывать шнурки
 18.07.2013
Психологи советуют еще летом привести малыша в класс, в котором он будет заниматься, и познакомить с учителем

«Моя дочь в этом году станет первоклашкой. Она с нетерпением ждет, когда наконец пойдет в школу, и практически каждый день спрашивает, сколько дней осталось до 1 сентября. Она с удовольствием выбирает тетради и карандаши, примеряет школьную форму. Но я боюсь, что дочка разочаруется, когда придется каждый день ходить на уроки, выполнять домашние задания. Мне кажется, ей будет трудно высидеть сорок минут на занятии. К тому же она такая несобранная! Как подготовить ребенка к школе, чтобы ему там было психологически комфортно?» — спрашивает мама Елизавета Родионова из Киева.

- Любому ребенку, который впервые идет в школу, поначалу может быть трудно, ведь ему придется повзрослеть, — рассказывает детский психолог детсада № 777 города Киева Зоя Мырза. — Если он посещал детский сад, где уже научился налаживать контакт со сверстниками и воспитателями, соблюдать какие-то общие правила, ему будет проще, чем малышу, который проводил практически все время дома и иногда ходил на развивающие занятия.

Ребенку в школе придется усваивать много информации, выполнять домашние задания. Если мальчик или девочка любознательны, умеют читать и считать, а также легко запоминают стихи и тексты, анализируют полученную информацию, общительны, они быстро вольются в новую жизнь. Важно также, чтобы ребенок мог сам переодеться в спортивную форму, завязать шнурки на кроссовках. Бывает, что мамы и бабушки настолько опекают малыша, что он в семь лет не умеет этого делать.

Ребенку надо объяснить, что у него могут возникнуть некоторые сложности, но пугать школой не стоит. Не надо говорить: «Ты плохо читаешь, поэтому будешь получать двойки» или «Ты не можешь застегнуть пуговицу, с тобой никто в школе нянчиться не станет», иначе вы только понизите его самооценку. Наоборот, следует хвалить малыша, а особенно стеснительного, пытаться научить его делать то, что он еще не умеет. Важно, чтобы ребенок не зацикливался на своих недостатках. Если малыш будет отставать по математике, не ругайте его. Скажите, что он обязательно подтянется, но настаивайте на том, чтобы ребенок занимался. И при этом обязательно похвалите его за успехи в рисовании, чтении. Тогда у него появится уверенность в себе.

- Что родителям надо сделать еще до школы, чтобы ребенок в ее стенах чувствовал себя нормально?

- Важно привести его в класс, в котором он будет заниматься, и познакомить с учителем. Расскажите ребенку, что в школе есть уроки и переменки, а также обед, а вот дневного сна, который многие дети не любят, уже не будет. Чаще гуляйте в школьном дворе. На адаптацию ребенка уходит примерно полтора месяца. Надо приучать его к режиму дня. Постарайтесь вставать в одно и то же время, обязательно гуляйте на свежем воздухе. Чтобы ребенок стал самостоятельным, позволяйте ему делать выбор. Например, когда покупаете школьные принадлежности, разрешите ребенку выбрать себе рюкзак, пенал, карандаши. Дома предложите ему выполнять задания в той последовательности, в которой он хочет: выучить стих, прочитать полстранички в книге или убрать игрушки. Ребенок будет стараться сделать все, поскольку решение принимает он сам. К тому же так он научится организовывать свое время.

- Как приучить ребенка к усидчивости, ведь ему придется сидеть за партой 30–40 минут без перерыва, пока длится урок?

- Если ребенок любит складывать пазлы, кубики, головоломки, значит, он уже усидчивый. Придумывайте ему другие интересные задания, например, пусть сделает аппликацию, рисунок. Научите его доводить все начатое до конца. Однако во время любых занятий детям полезны упражнения, способствующие расслаблению. Их выполняют и на уроках в школе: чтобы отдохнули пальчики, глазки. Как правило, большинство детей в шесть-семь лет уже могут спокойно высидеть на уроке положенное время. Если же ребенок на занятиях громко разговаривает, вскакивает, поет, может потребоваться консультация психолога, педиатра или другого врача. Нередко причиной детской неусидчивости бывают такие заболевания, как воспаление среднего уха, болезни щитовидной железы, проблемы со зрением, а также стресс или депрессия.

- Говорят, ребенок уже может идти в школу, когда у него выпали четыре передних зуба...

- Да, раньше считали, что это свидетельствует о его психологической готовности. Однако сегодня дети настолько по-разному развиваются, что только на это полагаться нельзя. Есть мальчики и девочки, у которых эти зубы выпадают к семи годам, а у некоторых — только к восьми.

Как правило, родители чувствуют, «созрел» ли их ребенок к школе. Если малыш интеллектуально развит, думаю, не стоит его оставлять в саду до семи лет, иначе он попусту потратит год. Наблюдения показывают, что семилетки после детсада остаются на том же уровне умственного развития, что и шестилетки. Однако стеснительного ребенка, который не очень стремится к учебе, имеет недостаточно знаний, лучше не отдавать в школу в шесть лет. Кстати, есть дети, которым трудно найти контакт с воспитателем, учителем. Родителям такого ребенка советую чаще ходить вместе с ним на встречи со взрослыми людьми, чтобы он не боялся общаться с ними.

Ни в коем случае не следует вести в школу шестилетнего ребенка, который часто болеет. Если он будет пропускать много занятий, отстанет от других, ведь школьная программа сегодня достаточно сложная.

Автор: Татьяна Михайленко

По материалам fakty.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Наличие хорошо развитого чувства ритма связано с лингвистическими способностями

Наличие хорошо развитого чувства ритма связано с лингвистическими способностями
образование и развитие

Родители, которые заставляют своих детей в свободное от уроков время ходить «на музыку» и «на английский» интуитивно поступают абсолютно верно. Занятия музыкой или танцами развивают чувство ритма, которое совершенно необходимо для овладения языком.

Проблема «отцы и дети»: пути решения

Проблема «отцы и дети»: пути решения
образование и развитие

Проблема отцов и детей стара как мир. Еще Иван Тургенев положил в основу своей повести «Отцы и дети» конфликт между новыми и отжившими взглядами на жизнь. Как известно, если есть проблема, ее нужно решать. Какие пути решения в этом случае будут эффективны, рассказывает психолог Геннадий Мустафаев.

Вредные привычки детей

Вредные привычки детей
образование и развитие

«Вынь пальцы изо рта! Перестань ковыряться в носу и прекрати все переспрашивать! Не горбись!...». Кто не делал подобных замечаний ребенку?

Дети не должны ложиться спать слишком рано

Дети не должны ложиться спать слишком рано
образование и развитие

Бессонные ночи для маленьких детей могут привести к эмоциональным и поведенческим проблемам в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста лучше умеют выбирать время для сна, чем взрослые, согласно новому исследованию ученых из США.