Вредные привычки детей

Вредные привычки детей
 03.11.2014

«Вынь пальцы изо рта! Перестань ковыряться в носу и прекрати все переспрашивать! Не горбись!...». Кто не делал подобных замечаний ребенку?

Наверное, и у взрослых найдутся такие манеры или привычки, коими хвастаться особо не хочется. Чрезмерная жестикуляция, употребление слов-паразитов, обгрызание ногтей... Это, пожалуй, неполный перечень самых «невинных» вредностей, от которых порой так трудно избавиться. Конечно, сравнивать ковыряние в носу и курение невозможно, поскольку первое, в отличие от второго, никак не сказывается на здоровье. Тем не менее, в обоих случаях мы говорим о вредных привычках — подсознательных склонностях, корни которых имеют психологический подтекст и в большинстве случаев произрастают из детства.

По мнению психологов, привычка — это своеобразная модель поведения, имеющая свойство повторяться. Человек совершает определенное действие подсознательно, т.е. не задумываясь. Если ребенок с частым повторением, например, грызет колпачок ручки, заламывает руки, закусывает губу — это привычка, возникшая под воздействием скорее психологических, нежели физических факторов.

Традиционная медицина рассматривает неопасные и опасные вредные привычки. Ко вторым мы относим употребление алкоголя, курение, увлечение наркотиками. Что связывает оба сектора приобретенных инстинктов? Желание отвлечь себя, расслабиться, сосредоточиться.

«Как ни странно, но опасные склонности в большинстве случаев являются наследием, продолжением детских вредных привычек, — считает психолог Ольга Дульдиер. — Значит ребенок в свое время не получил надлежащего внимания родителей, склонность к повторению определенного его действия не была изучена специалистами, а посему и не ликвидирована. Но если лечить взрослого заядлого курильщика, алкоголика или наркомана практически невозможно, бороться с детскими вредностями можно и нужно. Ведь возникшие склонности — своего рода азбука детских проблем. Надо лишь научиться ее читать».

Тянуть пальцы, игрушки в рот считается «нормальным» для малышей грудного и раннего возраста, поскольку таким образом дети, у которых еще сильны сосательные рефлексы, познают и себя, и мир. «Чесать» твердыми предметами десны сильно хочется в период роста зубов. И это нормально, поскольку мы убеждаемся в гармоничном нейроразвитии малыша. Впрочем, если ребенка со временем не контролировать и не одергивать, «тянуть» в рот они продолжают и дальше — в три, пять, восемь лет.

«Эта привычка носит не только антисанитарный характер, — считает психолог. — Подобным образом ребенок сигнализирует о слабом развитии осязательных рефлексов, моторики пальцев рук, а так же о нехватке вербального общения с ним. Покажите малыша ЛОРу, невропатологу, окулисту. Если по их линии никаких замечаний не будет, следует обратить внимание и на качество контакта ребенка с социумом (возможно, у него нет друзей, ему не с кем обмениваться информацией), и на количество нужного внимания малышу со стороны родителей».

Кто из детей не был уличен в обгрызании ногтей и — более того — в поедании козявок? На этот счет у специалистов есть несколько версий происхождения привычек. Во-первых, срабатывает природный инстинкт ликвидации (поедания) того, что мешает, создает дискомфорт. Примерно так действуют животные, которые облизывают и «выгрызают» себя, наводя таким образом гигиенический «порядок». Во-вторых, уверены специалисты, эти привычки могут сигнализировать о заболеваниях внутренних органов, системы пищеварения, наличии у малыша гельминтов. Если склонность грызть ногти дополняется ночным скрежетом зубов, медлить не стоит — идите к врачу. Запущенные «увлечения» могут привести к весьма серьезным и опасным заболеваниям.

Иногда «дурное поведение» является результатом наследования ребенком девиаций, замеченных в его окружении — среди близких, родных, друзей. Часто «плохие привычки» они приносят из садика, школы. В частности, речь идет о т.н. «нехороших словах» — нецензурных и бранных выражениях, которые почему-то пристают лучше, чем слова «добрые» и «красивые».

«Дети склонны копировать, — рассказывает Ольга Дульдиер. — Пока они не сформированы как личность, происходит процесс искания себя, всплески самовыражения путем как дублирования поведения авторитетов, так и привлечения внимания к тому, на что «бурно» реагируют взрослые. Т.е. делать (говорить) то, что делать (говорить) нельзя».

Безусловно, в любом коллективе присутствует как формальный, так и неформальный лидер. Второй, чаще всего, становится таковым благодаря не только лидерским качествам, но и нестандартным нормам поведения, выражения. Познавая мир, ребенок обогащает свой словарный запас. А что может быть лучше, нежели новое словцо, сказанное несомненным авторитетом? Впрочем, следует различать «плохие» слова и слова-паразиты. Вторые являются, скорее, подсознательным, часто повторяющимся фонематическим «буфером» между обычными лингвистическими единицами (словами). Используя их, ребенок как бы «помогает» себе строить предложение, моделировать вербальную конструкцию, не обращая внимания не «лишнее» слово или звук. О чем это говорит? О неуверенности ребенка как в самом себе, о заниженной его самооценке, а также о скудности словарного запаса, обогащать который следует упражнениями по развитию речи — чтением, пересказыванием (изложением), описанием, сочинительством и т.д.

Агрессивные вредные привычки (как то: вырывание у себя волос, желание плеваться, драться) говорят о нездоровом психологическом климате в микросоциуме ребенка (чаще — в семье). Скорее всего, такого малыша часто наказывают, бьют, на него кричат, ставят в угол, запугивают. Со временем такой ребенок будет искать утешение в новых — «успокаивающих» методах и действиях. Не исключено, что это будут сигареты, алкоголь...

«Если вы заметили, что ребенок в той или иной ситуации агрессивно себя ведет, и некоторые поведенческие проявления становятся для него привычкой, реагировать нужно немедля, — считает психолог. — Попытайтесь понять малыша, поставьте себя на его место, успокойте и отвлеките. Объясните, что так делать нельзя, потому что это больно, некрасиво. Ни в коем случае не ругайте ребенка, но лишний раз похвалите. Если малыш, к примеру, грызет до крови ногти, ни в коем случае не запугивайте его, не смазывайте пальцы горчицей или гуашью.

Придумайте новую, захватывающую игру, в которой малышу будет отведена главная, позитивная роль. Лучше всего подходят игры, ориентированные на профессии (парикмахер, художник, учитель, врач, повар). Уменьшите интеллектуальные нагрузки. Не лишним будет и обращение к психологу. И никаких «агрессивных» сказок и мультиков. До тех пор, пока психика малыша не восстановится, а злые привычки не уйдут в прошлое». Если описанные выше привычки уже легли в основу трудов по медицине и психологии, сегодня мы сталкиваемся с модернизированными «вредностями», разрушительная сила которых глобальна и проявляется в течение всей последующей жизни. Речь идет о наших помощниках — компьютерах и прочей интеллектуальной технике.

Современные родители отмечают, что малыши, начиная от полутора до двух лет, активно «развлекаются» папиными-мамиными мобильными телефонами, планшетами, клавиатурой компьютеров, щелкающие кнопочки которых манят их словно запретный плод. Впрочем, это не проявление интереса к технике как таковой (как ошибочно считают взрослые), это... вредное занятие, которое становится привычкой и несет разрушительный эффект.

Проблема в том, что во время «щелканья» по кнопочкам телефона или планшета ребенок задействует лишь несколько пальчиков, — уверена психолог Ольга Дульдиер. — Остальные становятся пассивными, что приводит к торможению мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, отвечает за развитие вербальных (речевых) и коммуникативных функция малыша».

Эта проблема в данный момент еще не полностью изучена специалистами, поскольку эпоха глобальной эволюции компьютерной техники (а равно и изучения влияния «игрушек» на психику детей) только на старте. Впрочем, уверена психолог, в скором будущем следует ожидать увеличение количества детей с дефектами речи, отклонениями в коммуникации с социумом, с агрессивным поведением в связи с непониманием тех или иных требований взрослых.

Компьютер — «вредная» привычка у детей и более старшего возраста. С познанием азбуки они становятся активными участниками «мультяшных» игрушек, а позже и «жителями» социальных сетей. А это (помимо общественно-патологических соблазнов) и склонность к пассивному, неживому общению, во время которых тормозятся вербально-звуковые функции.

Как же быть в ситуации с «кнопочными» игрушками? Во-первых, если не полностью заменить адаптированной игровой альтернативой, то ограничить время провождения ребенка с цифровой техникой до норм, предусмотренных возрастной педагогикой и психологией (до пяти лет — не более часа в сутки). Обратить внимание на мелкую моторику пальцев и рук. Больше заниматься с малышом лепкой, перекладыванием предметов, составлением пазлов, рисованием пальцами и т.д.

Если малыш проявляет гиперинтерес к компьютерно-цифровой технике, а в случае «отлучения» его от забавы устраивает истерики, следует применять метод «20х20х10», суть которого заключается в смене деятельности по блокам: 20 минут рисуем, 20 минут занимаемся играми на мелкую моторику рук, 10 минут делаем активные физические упражнения. Естественно, вместе с мамой или папой.

В раннем школьном возрасте, когда компьютер становится необходимой нормой обучения ребенка, не лишним будет научить его десятипальцевому методу набора. По мнению специалистов, этот элитарный способ печатания, при котором задействованы десять пальцев рук, способствует активизации всех интеллектуальных функций человека.

«Не следует забывать и о живом общении, — советует психолог. — Никакая машина не заменит чтения книги, похода в кино, настоящий концерт с настоящей живой музыкой. Лучше, если эти культурно-дидактические мероприятия будут проходить в компании друзей, родителей. И не забывайте анализировать увиденное, услышанное, прочитанное, обязательно привлекая к дискуссии ребенка».

В любом случае, с привычками не рождаются. Значит их можно контролировать, минимизировать или вовсе избавиться. Правильное воспитание, т.е. родительский пример и любовь — отличная прививка от вредных привычек.

Автор: Ирина Максименко

По материалам gazeta.zn.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Что означает дисциплина для детей

Что означает дисциплина для детей
образование и развитие

Стоит ли говорить, что означает дисциплина для детей? Родители должны четко осознавать, что прежде всего дисциплина нужна самому ребенку, а не маме, папе или учительнице. К тому же стоит понимать, что дисциплина вовсе не обозначает наказание.

Как отучить ребенка от компьютера

Как отучить ребенка от компьютера
образование и развитие

Ребёнок пристрастился к играм на компьютере и это занимает всё его свободное время? Что же делать?

Школьная форма 2011 года: Рекомендации дизайнеров

Школьная форма 2011 года: Рекомендации дизайнеров
образование и развитие

С каждым годом школьная форма становится все более популярной. Оглядываясь на западных коллег, отечественные школы вводят свои правила стиля, дисциплинируя в этом отношении учеников и, самое главное, учениц.

Когда же наступает «детская амнезия»?

Когда же наступает «детская амнезия»?
образование и развитие

Американские ученые смогли определить возраст, когда наступает так называемая «детская амнезия» — феномен, при котором человек не в состоянии вспомнить, что происходило с ним в младенчестве или раннем детстве.