
Какими бы мы ни были хорошими родителями, рано или поздно наступает момент, когда ребенка надо шаг за шагом «отрывать от себя», поясняет детский психолог Елена Кульман. Слишком рано — рискуем безопасностью ребенка, слишком поздно — чаду обеспечены комплексы или инфантильная «игра в беспомощность». Так со скольких же лет нужно развивать в ребенке самостоятельность?
Ночевать — только с родителями
Некоторые папы и мамы сознательно отправляют в магазины и учат разогревать обед уже пятилеток. Другие сопровождают повсюду подростков и боятся доверить им ключи от квартиры. Психологи отнекиваются: единых рецептов быть не может, все зависит от развитости и характера конкретного мальчика или девочки. Но все же негласные правила существуют.
В рекомендациях британского Национального общества по предотвращению жестокого обращения с детьми сказано, что с 6 до 12 лет допускается оставить ребенка ненадолго. Но вплоть до 16 лет нельзя детям разрешать ночевать одним.
В США — официально запрещено оставлять одного ребенка до 12 лет, однако на деле и здесь речь идет об отъездах родителей, а на несколько часов, проведенных школьником в безопасной квартире в уединении, никто не обращает внимания.
Что и когда позволять
Опросив множество коллег и клиентов, Елена Кульман предлагает условные «временные рамки» для развития самостоятельности.
Дошкольник должен быть под присмотром взрослых.
В 6–8 лет малыш способен оставаться в одиночестве в квартире — до 2 ч., не регулярно, а при острой необходимости. Он может гулять один во дворе, если его видно из окна. Помогая родителям, выносить мусор — если контейнер расположен не в доме, а рядом с ним. Такого малыша можно оставить на более старшего брата или сестру или отправить их вдвоем по делам.
Со 2–3 класса ребенка надо приучать ходить в школу, если она расположена неподалеку. Кроме того, появляются обязанности, связанные с перемещением вне дома: например, ходить в магазин за хлебом.
10–12 лет — ребенок самостоятельно может приходить в школу и возвращаться, а по приходу — разогревать обед. Даже если до учебного заведения надо добираться на городском транспорте, обычно родители уже доверяют это сыну или дочке. С ведома взрослых младший подросток (именно так называется этот возраст) способен отправиться к родственникам, самостоятельно ходить на кружки.
12–14 лет — и мальчик, и девочка уже обязаны готовить себе еду, покупать продукты и некоторые вещи, участвовать в выборе одежды. Тинейджер свободно ездит по городу, ведь он почти взрослый. Но кроме прав, появляются и обязанности: помогать родителям в физической деятельности: на даче, во время ремонтов и т. д. Во всех приличных семьях есть и правило возвращаться домой не позднее того времени, которое определяют родители: 21.00–22.00.
14–16 лет — пора давать максимум свободы и переходить с руководящего тона на дружеский. Поэтому главное требование к старшекласснику — чтобы он был на связи, перезванивал и ставил в курс родителей о времени своего возвращения. Ну и по закону многих стран после 23.00 несовершеннолетние все же должны находиться дома.
По материалам www.dzerghinsk.org
Комментариев (0)
1 сентября без «линеек»?

В этом году детям вместо официальных «линеек» на 1 сентября предложат игры и
Какое образование нужно детям-аутистам ?

Инклюзивное образование подразумевает процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Специалисты Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» рассказали, что необходимо для развития инклюзивного образования в Украине.
Дети будут появляться на свет по-новому

Выражение «перерезать пуповину» давно уже вышло за пределы медицинской практики и нередко используется в переносном смысле — как метафора решительного разрыва с тем, что дало тебе жизнь.
Чего боятся маленькие дети

«Дочке два года, и когда вечером перед сном мы выключаем в ее комнате свет, она начинает плакать. Что делать, чтобы ребенок не боялся темноты?» — интересуется мама Елена. Чего же вообще боятся маленькие дети? Спросим у специалистов.