На общественное обсуждение вынесен Проект концепции развития образования на 2015–2025 годы. Его можно почитать на сайте Минобразования. Изменений много, и большинство из них выполняет требования нового Закона «О высшем образовании».
Например, переход на три ступени высшего образования (бакалавр, магистр, доктор философии), переход к профильному образованию. Также рассматривается распространение инклюзивного образования, то есть совместного обучения детей с ограниченными возможностями вместе с их здоровыми сверстниками.
Некоторые эксперты считают, что проект недоработан. «В концепцию заложен ряд позитивных изменений, но она мало расписывает механизмы их достижения», — говорит директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Увеличить количество детсадов. Авторы концепции обращают внимание на катастрофическую нехватку садиков и уменьшение их количества за годы независимости: «Количество дошкольных учебных заведений в 1991–2013 годах сократилось с 24,5 тыс. до 16,7 тыс. Процент охвата детей дошкольным образованием в 2013 году, по предварительным данным, составил 62%». В планах МОН к 2017 году увеличить этот показатель до 85%, а к 2020 году — до 95%. Для этого будут увеличивать число детских садиков.
Путей решения задачи три: в 2015–2018 годах хотят освободить помещения, которые были отобраны у детсадов другими учреждениями. Так, во многих садиках на сегодняшний день расположены районные суды, лицеи, частные школы и др.
С 2017 года планируют открывать садики семейного типа в жилых помещениях (например, одна мама может в своей квартире смотреть и за своими детьми, и за соседскими) и корпоративные (например, фирма или учреждение вполне официально смогут выделить помещение для детей сотрудников и нанять няню для присмотра за малышами), легализуют центры дошкольного развития детей, которые сегодня вынуждены работать без лицензии.
Условия для
В рамках внедрения инклюзивного образования новые детские сады будут строить с учетом потребностей детей с инвалидностью. К строительству таких детсадов государство планирует привлекать частных инвесторов, предлагая им взамен налоговые льготы.
В воспитатели — только магистры
Поднимут требования к педагогическому составу. Воспитатели, работающие с малышами до 3 лет, должны будут иметь минимум степень бакалавра, нянечки и технический персонал — обязательное среднее образование. К воспитанию детей в возрасте от 3 до 5 лет будут допускаться только воспитатели со степенью магистра.
За и против
«Частные садики — это хорошо, но
«Главный плюс изменений в рамках дошкольного образования — то, что дают зеленый свет частным садикам и будут лицензировать развивающие дошкольные учреждения. Потому что сегмент востребованный», — говорит директор сети частных детсадов Юлия Орловская.
«Из минусов — нет нормы, увеличивающей количество воспитателей в госучреждениях, — продолжает Орловская. — Сейчас на группу из 30 человек нередко приходится один воспитатель, который не может уделить внимание каждому ребенку. На группу же нужно как минимум два воспитателя и один помощник воспитателя.
Еще минус — требования для воспитателей степеней бакалавра и магистра. Сегодня очень сложно найти воспитателя даже в частный садик на оклад в 4000 грн. Чаще идут в гувернантки, там платят 6000–8000 грн/месяц. А специалисты со степенью магистра и бакалавра будут искать более высокооплачиваемую работу. То есть дефицит кадров обострится. Да и, имея 21 год стажа работы в детсадах, я могу уверенно сказать, что самые лучшие воспитатели — выпускницы педучилищ. Там закладывается понимание, как правильно вести себя с детьми. Остальное приходит с опытом».
ИЗМЕНЕНИЯ В ШКОЛАХ
Самое главное изменение для школьников — возвращение к
Теперь планируется переход к профильному образованию. Так, в старших классах (11–12 классы) ученики будут проходить не около 20 общеобразовательных предметов, как сегодняшние старшеклассники, а всего 8–10 профильных предметов (точные, гуманитарные или естественные науки). В разных школах будет обучение по различным профилям, и после 10 класса школьники смогут менять школу, выбирая интересующий профиль подготовки. Переход на профильное образование должен произойти после 2017 года, при чем предполагается, что постепенно высшая школа (3 ступень) превратиться в отдельные учебные учреждения.
Аттестат за учебу на дому
Предлагается легализовать индивидуальное образование. Причем это касается как среднего, так и высшего образования — с 2016 года, если человек обучался самостоятельно или, работая
Меньше школ
Новая концепция включает пересмотр количества школ. Начальные школы (шестилетки) не тронут, а вот базовые, в которых менее 100 учащихся, закроют. Порог для старшей школы — 200 учащихся. Но это не коснется тех учебных заведений, ученикам которых не смогут предоставить альтернативу, в частности, сельских школ.
Оценят знание языков
С 2018 года обещают ввести национальную многоуровневую сертификацию выпускников старшей школы и колледжей по иностранным языкам и информатике. Ученики получат сертификаты, которые будут подтверждать их уровень знаний в этих отраслях.
Вернутся к опытам
В 2015–2020 годах собираются восстановить лабораторную и практическую часть естественной подготовки (физика, химия, биология, география) в школах. Для этого их планируют оснастить лабораторными комплексами.
Инклюзивное обучение
Дети с ограниченными физическими возможностями смогут учиться в обычных школах вместе со своими здоровыми сверстниками — такая практика распространена в Европе (в Украине инклюзивные классы — пока редкость). Естественно, будут учитываться состояние здоровья таких детей и возможность для них посещать школу. В школах для детей с особыми потребностями обещают создать как технические условия, так и психологические. Учителя пройдут спецподготовку.
В частной школе научат дешевле
Частные школы будут частично финансироваться государством. Так собираются обеспечить право граждан на бесплатное среднее образование. «Речь о том, что государство возместит частным школам норму, заложенную в бюджете на обеспечение учащегося в госшколе. А родители доплатят разницу», — объясняет директор УЦОКО Игорь Ликарчук.
За и против
«Из плюсов отмечу переход к
Но остается много вопросов по организации изменений. Например, будут проблемы с профильным образованием в селах. Если в городе ребенок может в старшей школе перейти в другое учебное заведение, где есть интересующий его профиль, то, что делать сельскому школьнику?
По поводу сертификации по иностранному языку и информатике, это, конечно, хорошо, но у нас на сегодня очень низкий уровень преподавателей английского и информатики, особенно в селах.
Ну и что касается инклюзивного образования, то есть сомнения, что это удастся быстро сделать: школы не обеспечены пандусами, спецтуалетами, а учителя не имеют психологической подготовки, не владеют техникой сурдоперевода».
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С 2016 года обещают ввести в действие сокращенный список направлений вузовской подготовки. Сейчас их около 400, а будет 60–80. Сокращения произойдут за счет дублирующих специальностей с нюансами в специализациях. «Особенно это касается технических специальностей, где слишком широкий «ассортимент», в котором путаются и абитуриенты, и впоследствии работодатели», — отмечает первый замминистра образования Инна Совсун.
Появится нулевой курс
Подготовительные курсы для поступающих, существующие при университетах сегодня, получат статус нулевого курса. Это предполагает частичное бюджетное финансирование учащихся на этом курсе, а также
Внеконкурсное поступление отменят
Зачисление на бюджет льготных категорий абитуриентов хотят отменить. Мол, такие студенты часто так и не подтягиваются до уровня остальных бюджетников, отобранных по лучшим результатам ВНО. Начнут в 2016 г. с замены практики внеконкурсного поступления для некоторых категорий льготников предоставлением им денежной помощи для прохождения довузовской подготовки.
Бакалавр за три года
В соответствии с Законом «О высшем образовании», в 2014–2016 годах будет осуществлен переход на трехступенчатую систему образования: бакалаврат (три года учебы), магистратура (два года) и подготовка докторов философии (четыре года). При этом готовить докторов философии предлагают разрешить не всем вузам, а лишь некоторым университетам и научным учреждениям, на их базе будут созданы региональные докторские школы, к финансированию которых хотят привлечь международных доноров.
За и против
«Плюс этой концепции в том, что она будет уравнивать доступ к получению высшего образования, — отмечает эксперт Центра исследования общества Егор Стадный. — Мы видим по результатам ВНО, что поступают чаще те дети, которые могут позволить себе заниматься с репетиторами. Теперь же, с появлением бюджетного нулевого курса, больше учеников смогут подтянуть свои знания перед тестами. Плюсом является и сокращение бакалаврата до трех лет. Это европейская практика. Наш же бакалаврат содержит значительную часть знаний, которые должна покрывать школьная программа, это касается общеобразовательных предметов. Проблема в том, что университеты не доверяют школам и предпочитают переучивать студентов. Это приводит к тому, что бакалаврские программы у нас перенасыщены. Внимание студента рассеивается, да и профильная составляющая не столь ярко выражена, как хотелось бы».
А вот директор УЦОКО Игорь Ликарчук считает, что введение нулевого курса лишь закрепит практику и мнение, что школа не справляется со своим прямым назначением — подготовкой к поступлению в институт. И получится, что на сглаживание ошибок школ выделяются дополнительные средства из бюджета.
Зарплату учителям хотят привязать к ВВП
Планируется, что средний годовой доход школьного учителя с 2020 года будет не меньше годового ВВП на душу населения. В 2013 году он составил $3900, месячная зарплата учителя при таком валовом продукте была бы не ниже $325 (4209 грн по текущему курсу, сейчас средняя зарплата учителя — около 2600 грн). Также педагоги будут иметь возможность получить кредит на строительство и приобретение жилья или денежную компенсацию за аренду жилья. Со всеми педработниками, включая директоров школ, которых хотят избирать на конкурсной основе, будет заключатся контракт на пять лет.
Бизнес привлекут к финансированию школ и вузов
Авторы концепции предлагают уйти от принципа содержания учебных заведений государством и начать формировать их бюджеты, исходя из численности желающих в них учиться. Также хотят привлекать к финансированию образования частных инвесторов. Законодательные условия для этого планируют создать до конца 2017 года. Предпринимателям обещают налоговые льготы, специальные программы кредитования и упрощенную процедуру получения разрешения на землю. При этом учебным заведениям предлагается дать полную свободу распоряжаться своими финансами.
Автор: Светлана Стрельцова
По материалам vesti-ukr.com
Комментариев (0)
Школьная любовь: как поддержать ребенка?
образование и развитиеПрозвенел последний звонок, дети отправились на каникулы. Для
Защитите ребенка от летнего солнца
образование и развитиеЕсли вы похожи на большинство родителей, то вы будете делать все, чтобы защитить своего ребенка от вреда, в том числе потенциального вреда, который приходит от воздействия солнечных лучей.
Новые правила приема детей в школу в Украине — новые проблемы
образование и развитиеВ Украине принимать детей в первый класс начали по новым правилам. Однако зачисление по месту жительства вызвало шквал критики родителей будущих первоклашек в украинских городах.
Как приучить ребенка выполнять домашние дела
образование и развитиеПриучить ребенка к домашнему труду не так сложно, как кажется с первого взгляда, главное учесть несколько хитростей, которые мы перечислим в этой статье, и надеемся, что они вам помогут.