Ученики
Что нового готовят для будущих абитуриентов в Министерстве образования и науки Украины, рассказал Игорь Ликарчук — директор Украинского центра оценивания качества образования:
- Нужно дать вузам возможность самим устанавливать проходной балл. В следующем году мы планируем провести четыре тестирования по иностранным языкам: английский, немецкий, французский, испанский. Также мы планируем сократить время обучения для учеников
Однако некоторые скептики прогнозируют, что процесс обсуждения новых правил может затянуться на месяцы. Сейчас тестирование и возможности его усовершенствования обсуждают не только на уровне министерства, но также школ, университетов и самого центра.
Заочники
Не все украинские политики позитивно оценивают результаты первого независимого тестирования. Например, по мнению народного депутата Украины, секретаря комитета ВР по вопросам образования и науки Катерины Самойлик, было нарушено законодательство в отношении тех абитуриентов, которые окончили школу в прошлом либо позапрошлом году.
«Вместо того, чтобы обеспечить равный доступ до высшего образования, — говорит депутат, — мы, точнее министерство образования Украины, многим людям не дало возможности поступить. Например, те, кто служил в прошлом году в армии, те, кто окончил школу годами ранее, не могли поступать, поскольку у них не было сертификатов о сдаче тестов. Это значит, нарушено конституционное право о том, что каждый гражданин Украины может получить высшее образование. Их с аттестатами просто не принимали. Такой близорукой политикой практически уничтожена и заочная форма образования».
Однако по информации, полученной от директора Украинского центра оценивания качества образования, все заочные отделения укомплектованы. «Все, кто хотел поступить, сдали тесты и поступили», — сказал Игорь Ликарчук.
Относительно целесообразности существования такой формы образования вообще есть отдельное мнение. По словам Президента
Коррупция
Основная цель, которую преследовали украинские чиновники, вводя школьникам тесты — это борьба с коррупцией. На первых порах с этим явлением, вроде бы, удалось покончить. Так ли это на самом деле? Сергей Квит результаты оценивает позитивно:
- Это индикатор состояния среднего образования и серьезный барьер от коррупции. Но в этом отношении должны быть предприняты еще и шаги вперед. Оставлять так, как сейчас нельзя, иначе ничего мы не добьемся.
Игорь Ликарчук считает, что центр также поучаствовал в этой борьбе:
- Я никогда не считал тестирование способом борьбы с коррупцией. Честно говоря, это вообще не дело центра бороться с этим явлением. Но мы создаем все условия для того, чтобы пресечь это явление еще на этапе поступления.
Катерина Самойлик уверена, что тесты здесь ни при чем:
- Если были факты коррупции, о которых знали, то разве стоило ждать тестирования? Нужно было сразу подавать документы в правоохранительные органы и наказывать руководителей вузов. Нельзя обвинять в коррупции всех.
Льготники
Вторая цель тестов — обеспечение равного доступа до высшего образования для всех категорий населения. Однако и с равенством возникают свои нюансы. Помимо упомянутой ситуации с заочниками, есть еще недовольство граждан по поводу льготников. Последние (а их было 15 категорий!) могли поступить в вузы с очень низкими баллами. Таким образом, льготники заняли места сильных абитуриентов. И у некоторых руководителей вузов есть опасения относительно того, вытянут ли такие студенты хотя бы первую сессию.
Студенческая миграция
Сергей Квит, Президент
Недостатки тестирования
Проведенное впервые в Украине общеобязательное тестирование выявило и другие проблемы в образовательной сфере. В частности, это неравные возможности для абитуриентов из города и села. Второе — большой временной разрыв между сдачей тестов. То есть школьники имели возможность интенсивно готовиться с репетиторами. Такой подход Сергей Квит считает неправильным, поскольку при такой сдаче тестов отсутствует эффект интегрованности. «Ученик мог подготовиться с репетитором к одному предмету, второму, третьему. Если ученик натаскивается репетиторами — это унижает школу. Таким образом полученные знания неглубокие и быстро улетают с головы. Мы создали нашу систему тестирования, основанную на ВНО, из 7 предметов. И проверили знания выпускников по тем же предметам, что они сдавали в школе, только двумя месяцами раньше. Утром абитуриент приходил, за 3 с половиной часа писал тест, и уже после обеда имел результат — поступил или нет. Мы подали на тесты 5 предметов из 7 по школьной программе и 2 (английский и историю КМА) по своему усмотрению. Человек в течение 3 часов мог сориентироваться и проявить психологическую мобильность, показать свои знания, которые он подтверждал совсем недавно. Так вот, в 20% случаев по многим предметам результаты оказались ниже, чем в сертификате. Если бы знания были глубокими, для абитуриента не составило бы проблемы проявить их еще раз».
Третий вопрос, который возникает при введении тотального тестирования, — это обезличивание абитуриента. Ведь теперь студента выбирают не в приемной комиссии. «Тестирование, — говорит Катерина Самойлик, — это механическое отображение знаний ученика. Это машина, механизм —
А вот у Сергея Квита — другая точка зрения: «Старая форма приемной комиссии, которая контактирует с абитуриентом, исчерпала себя
Прогнозы на будущее
Какими бы ни были недостатки новой экзаменационной системы, она в Украине работает. Игорь Ликарчук говорит: «Главный результат — это то, что вузы имеют своих студентов. Нам звонят многие родители, и благодарят за то, что их дети имеют доступ к высшему образованию. Мы сделали многое. За один год провести громадные изменения, связанные с тестированием, без ошибок было бы просто смешно. Поверьте, я вижу все ошибки и минусы лучше всех. Наш центр сделает все возможное, чтобы их исправить».
Все руководители вузов и школ соглашаются в одном, сейчас следует говорить не о том, кто «за», а кто — «против», а о том, как усовершенствовать тестирование. Помимо научного подхода, стоит учесть и национальные интересы. Важно, чтобы все участники ВНО (министерство образования, центр оценивания, университеты, школы) тесно сотрудничали. Свои пожелания на будущее высказывают и наши герои. Катерина Самойлик предлагает оставить вступительные экзамены как альтернативу для тех ребят, которые не сдали тесты. Сергей Квит предлагает Центру оценивания качества образования действовать более независимо от директив министерства образования Украины. А также настаивает на том, чтобы каждый вуз устанавливал свои правила приема абитуриентов. «Университет не может отдать
Система тестирования работает более чем в
Автор: Инна Ахтырская
По материалам www.ch-z.com.ua
Комментариев (0)
Что делать, если ребенка обижают в школе
образование и развитиеЧтобы решить конфликт, ребенку лучше спокойно договориться с одноклассниками, а самый неумный выход — кричать и махать руками.
«Образовательные» DVD не пополняют словарный запас ребенка
образование и развитиеМалыши, которым заботливые родители показывают учебные программы, направленные на развитие речи, в конечном итоге знают не больше слов, чем их сверстники, которые никогда не проходили подобные «курсы».
Школьные автобусы ездят по бумаге
образование и развитиеНа плечи родителей в этом году ляжет выбор допрофильной или профильной подготовки в школе, где обучаются их дети. Это связано с тем, что до 2009 года все средние учебные заведения должны будут готовить школьников согласно профильной программы.
Как правильно кричать на ребенка
образование и развитиеЗачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют