Украинцы смогут выбирать, где учить детей — дома или в школе

Украинцы смогут выбирать, где учить детей — дома или в школе
 03.06.2015

Новый законопроект об образовании содержит немало революционных идей, но вот найдутся ли у государства деньги на их воплощение в жизнь — не факт.

Министерство образования наконец-то презентовало долгожданный закон «Об образовании», который чиновники анонсируют уже больше года. Работать над ним министерство и профильный парламентский комитет начали по-сути еще до принятия закона о высшем образовании, поэтому кардинальные реформы, прописанные для вузов, в новом законопроекте распространились на всю образовательную систему — начиная с детсадов и школ и заканчивая ПТУ и курсами повышения квалификации.

Главные ноу-хау, предусмотренные для среднего образования — это возврат к идее 12-летней школы и — чего ранее в отечественной практике еще не было — предложение признавать не только официальные учебные заведения (государственные и частные), но и так называемое неформальное обучение.

С 12-леткой вроде все понятно: в старших классах дети будут получать максимально специализированное образование, как и подразумевалось во времена прошлого эксперимента. В необходимости перехода на такую систему обучения сомнений нет. Именно таким образом построено среднее образование практически во всей Европе, на которую Украина равняется.

Но вот как решить проблему нехватки педагогов по профильным предметам и главное — где взять деньги, чтобы содержать дополнительный штат учителей (ведь сейчас едва хватает на зарплату имеющемуся педагогическом составу, а Минфин уже давно инициирует вопрос о сокращении трети учителей), по-прежнему неясно. А ведь не так давно проект внедрения профильного образования пришлось спешно сворачивать именно по причине дефицита квалифицированных преподавателей.

Но ведомство Сергея Квита решило пойти еще дальше. Как и вузам, средним школам и ПТУ обещают автономию и право самим распоряжаться финансовыми средствами. Чем это обернется на практике для учащихся и их родителей и не станет ли обучение в Украине официально платным пока неясно, но такие подозрения есть. Особенно с учетом того, что содержание учебных заведений власти хотя максимально переложить на местные органы власти, а у них, как известно, лишних денег никогда нет.

При этом в законопроекте предлагается закрепить норму о том, что младшие школы должны быть в каждом населенном пункте, а уже средние и старшие классы в селах с небольшим количеством детей можно будет закрывать. При этом ученикам должны обеспечить автобус, чтобы подраться до ближайшего учебного заведения, а то и общежитие, но, понятное дело, что такие условия обеспечат далеко не всем.

С признанием «неформального обучения» вопросов еще больше. Теоретически, если закон будет принят, детей можно будет учить дома (это могут делать либо сами родители, либо гувернеры), а затем они смогут сдать экзамены и получить государственный документ о среднем образовании. Но по каким программам желающие учить детей самостоятельно могут вести занятия, по каким критериям их в итоге будут оценивать и не потребуют ли, к примеру, педагоги деньги за хорошую оценку на таком экзамене?

Учитывая тотальную торговлю оценками в школах, скорее всего, так и будет. Причем, так как речь идет об одном из самых важных в жизни документе — аттестате — несложно предположить, что суммы будут недетские (к примеру, за медаль, на которую ученик работает лишь в старших классах, родителям приходится выкладывать до $2–4 тыс.). В общем, скорее всего, над этим пунктом авторам еще придется серьезно поработать и можно прогнозировать, что он в случае внесения на рассмотрение парламента, вызовет бурные дискуссии в сессионном зале.

Формальное образование предложено разбить на традиционные уровни — дошкольное, среднее, профессиональное и высшее. В ПТУ можно будет учиться по двухуровневой схеме: получить квалификацию рабочего и, позанимавшись еще какое-то время — младшего специалиста. Это делается для того, чтобы предоставить шанс наиболее талантливым учащимся затем претендовать на вузовские диплом. Высшее образование будет включать три этапа — бакалаврат, магистратуру и докторат (выпускник получит звание доктора философии).

Как и в европейской образовательной системе, в нашей хотят применять принцип непрерывности обучения (обучение в течение всей жизни). Его суть заключается в том, что учащийся, закончив то или иное заведения получает определенный уровень квалификации, которые может повысить в любой момент уже в учреждении с более высоким статусом.

К примеру, закончив ПТУ, уже не нужно будет снова поступать на первый курс института, студент начинает учиться с того отрезка программы, на котором закончил образование в училище. Причем, вне зависимости от того, сколько лет назад это было. То есть, получить высшее образование будет реально и через 5–10 лет после окончания ПТУ. Это должно стимулировать украинцев развивать свои профессиональные навыки постоянно, а не пытаться закончить даже самый заштатный вуз, лишь бы получить вожделенную «корочку».

Автор: Людмила Ксенз

По материалам www.dsnews.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Как научить ребенка есть без капризов

Как научить ребенка есть без капризов
образование и развитие

Многие мамы сталкиваются с тем, что их дети капризничают за столом и отказываются есть то, что им приготовили. Причем иногда такое поведение ребенка вовсе не вызвано пресыщенностью или «закормленностью»: капризы за едой часто бывают даже у тех детей, которые ощущают сильное чувство голода, но при этом наотрез отказываются от того, что им предлагают.

В ровенских школах работают социальные педагоги

В ровенских школах работают социальные педагоги
образование и развитие

Социальные педагоги появились в школах Ровно с первого сентября. Эти специалисты будут работать с детьми, которые нуждаются в особом внимании, — объясняют педагоги. Город Ровно — один из первых городов в Украине, который начал учительское ноу-хау.

Детям на запоминание информации необходимо несколько дней

Детям на запоминание информации необходимо несколько дней
образование и развитие

Американские ученые провели исследование, в котором они определили, что детки лучше всего запоминают информацию, спустя несколько дней, нежели в тот же день, когда они ее получили.

Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека

Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека
образование и развитие

«Не стоит искать причины своих неудач во внешнем мире. Внешний мир — это реализованный мир внутренних мыслей человека», — отметила психолог В.Березянская. По словам В.Березянской, человек ищет гармонии во всем.