Как получить любую справку, не выходя из дома?

Как получить любую справку, не выходя из дома?
 17.02.2016

Министерство юстиции планирует перевести свои сервисы для граждан в интернет-сеть и тем самым автоматизировать выдачу почти всех тех документов, которые сегодня выдаются их сотрудниками вручную.

Реформу предложил новый начальник Главного территориального управления юстиции в городе Киеве Станислав Куценко, который сейчас и курирует создание новой интернет-платформы. Что же собой будет представлять оn-line дом юстиции и когда можно будет им воспользоваться?

Это портал, который будет состоять из двух основных разделов. Первый из них, собственно, и вместит on-line сервисы для граждан, то есть получение услуг непосредственно в сфере юстиции. Второй раздел Социальный лифт будет касаться тех, кто хочет устроиться к нам на работу, но это тема для отдельного рассказа. Что касается первого, то мы берем все те услуги, которые были востребованы гражданами, и переводим их в электронный режим. Воспользоваться этим сервисом можно будет уже этой весной.

Какие именно услуги будут переведены в on-line? Посредством интернета можно будет, прежде всего, получить самые востребованные справки — дубликаты утраченных документов — о рождении, о смерти, о браке, о расторжении брака. Далее, постепенно, будут переводиться в on-line следующие услуги:

-выдача свидетельства о рождении и начисление финансовой помощи матери по рождению ребенка и до достижения ребенком трехлетнего возраста;

-регистрация общественных организаций;

-регистрация городских печатных средств массовой информации;

-доступ к реестру для проверки — не являетесь ли вы должником, не наложен арест на ваше имущество (например, при выезде за границу);

-получение справки об уплате или неуплате алиментов соответствующими категориями взыскателей;

-оплата долга и других платежей в исполнительном производстве с помощью on-line-средств платежа;

-легализация профессиональных союзов;

-регистрация организаций работодателей;

-регистрация структурных образований политических партий;

-регистрация творческих союзов;

-регистрация постоянно действующих третейских судов.

Действительно ли можно будет получить любую справку, трижды кликнув мышкой? Условно говоря — да.

1 клик: пользователь регистрируется — вводит логин и пароль.

2 клик: загружает те необходимые документы, которые перечислены на сайте для получения каждой отдельной услуги.

Перевести документы в электронный режим можно будет с помощью сканера или сделав фотокопию.

3 клик: Пользователь определяет себе время и место из предложенных вариантов — куда и когда ему будет удобно появиться, чтобы забрать документы, благодаря чему не будет стоять в очереди. Или в тех случаях, когда это возможно, заказывает курьерскую доставку.

Это на первом этапе. В течение нескольких лет мы усовершенствуем услугу таким образом, чтобы вообще не надо было никуда ходить, потому что оплатить услуги можно будет при помощи web-денег. Аутентифицировать каждого пользователя также можно будет в режиме on-line с помощью электронной подписи — тогда он сможет распечатать справку непосредственно из реестра.

Что такое электронная подпись? Это определенный криптографически-зашифрованный файл, который содержит данные о поле, возрасте, дате рождения и другие важные данные о человеке. Он выдается лично этому человеку. Для этого ему нужно обратиться в районную налоговую администрацию. Там сделают файл и передадут его пользователю на удобном для него носителе (например, флэшке). База таких подписей будет набиваться постепенно.

Как  будут идентифицировать человека, который не имеет электронной подписи?   Будут пользоваться уже существующими базами Министерства юстиции, где зарегистрирован каждый гражданин Украины.

На первом этапе, когда мы понимаем, что электронные сервисы будут пользоваться достаточной популярностью, планируем принимать от пользователей отсканированное заявление. Для этого человек заполняет опции, где указывает фамилию, имя, отчество, место регистрации и дату рождения. Эти данные, плюс заявление, — являются для нас основанием для того, чтобы доверять человеку вплоть до того момента, когда он придет за документами. Потому что мы увидим в своей базе, что пользователь с такими данными действительно зарегистрирован по этому адресу. Делается документ. На последнем этапе пользователь уже приносит паспорт, квитанцию об уплате госпошлины на услугу — тогда он получает этот документ лично в руки.

Каким образом начисление материальной помощи матери на новорожденного ребенка касается сферы юстиции? Наше управление выступило инициатором, чтобы благодаря новому интернет-сервису стало возможно максимально упростить и ускорить родителям сбор документов для получения первичной материальной помощи на новорожденных. Запускать эту услугу мы планируем вместе с департаментом охраны здоровья Киева и Киевской городской администрацией. Уже существуют определенные договоренности по этому поводу, наши партнеры максимально заинтересованы в этом.

Каким будет механизм начисления материальной помощи на новорожденных online? Выдача свидетельства о рождении ребенка будет функционировать как услуга на нашем портале. А чтобы запустить механизм для начисления первичной помощи на ребенка, нужно, чтобы родители заполнили на нашем портале электронную заявку на ее получение. Далее необходимо, чтобы данные о рождении ребенка ввели в роддоме в электронные базы. Эти данные автоматически будут передаваться в РАГСы. На основании этого родителям и будет выдаваться свидетельство о рождении.

Параллельно эти данные вносятся в наш реестр о новорожденных. Информация из реестра будет доступна для Управления социальной защиты. Его специалисты уже не будут ждать, пока родители обратятся к ним со свидетельством, а просто посмотрят в базу и начислят пособие. Банк получает данные от органов социальной защиты и выдает родителям карточку с начисленной на нее первичной помощью.

На первом этапе, вероятно, это будет государственный Ощадбанк. Если это будут не именные, а экспресс-карточки, то их можно будет передавать родителям курьерской доставкой. Таким образом, родители только один раз заполняют электронную заявку, и в далее для них эта процедура пройдет неощутимо. Действительно ли это поможет ускорить получение материальной помощи на новорожденного?

Мы планируем ввести механизм, чтобы карты с уже начисленной первичной помощью доставлялись матерям за три дня после рождения ребенка. Для этого родители должны обратиться с электронным заявлением заранее, примерно за два месяца, то есть, когда женщины уходят в декрет. Когда ребенок родится, родители должны быстро определиться с ее именем, вписать его в последнее не заполненное поле на on-line портале, эта информация автоматически попадет во все задействованные структуры. Они внесут имя в заранее подготовленные бумаги и все. Тогда процедура может быть выполнена очень быстро. Нововведения, прежде всего, будут водиться в Киеве.

А когда электронным сервисом смогут пользоваться жители других регионов? Министр юстиции уже поддержал эту идею для распространения по всей стране. Никаких дополнительных платформ для этого не нужно — постепенно электронный дом юстиции станет сервисом для всех украинцев. Более того — гражданин сможет получить услуги, находясь в любой точке страны, а не по месту прописки. То есть, мы внедрим принцип экстерриториальности. Возможно, пользование сервисом для граждан всей страны станет возможен уже до конца этого года.

Поможет ли электронная система восстанавливать утраченные документы жителям Донецкой, Луганской областей и Крыма? Конечно. Данные всех граждан Украины включены в базы Министерства юстиции, поэтому человек сможет зайти в он-лайн дом юстиции, даже если он находится на оккупированной территории. Проблема лишь в том, что ради конечной стадии — а именно получения документа — ему все же придется добраться до той территории, где находятся украинские органы юстиции. Также надо учитывать такой фактор: чтобы восстановить какие-то данные, например, о ребенке, надо чтобы этот ребенок был зарегистрирован в украинском РАГСе.

Смогут ли пользователи самостоятельно разобраться, как получить интернет-услугу? Именно для этого мы разрабатываем user-friendly-interface, чтобы помочь людям сориентироваться. Под каждую услугу сделаем короткую (до 1 минуты) видео инструкцию — как ею воспользоваться. Все on-line сервисы, которые у нас есть сейчас, очень основательные, надо сделать много шагов для того, чтобы ими воспользоваться. Все услуги в on-line -дома будут разработаны гораздо проще, к тому же человек сможет посмотреть видео, чтобы окончательно понять, чем и как пользоваться.

Как быть тем, кто не может пользоваться электронными сервисами? Предполагается долгий переходный период, когда предоставление всех наших услуг будет происходить параллельно — в обычном режиме и on-line. Для удобного приема граждан в обычном режиме мы сейчас проводим реформирование районных управлений юстиции: на смену им придут сервисные центры для граждан. Тем, у кого нет дома компьютера, электронными услугами помогут пользоваться консультанты. Таким образом, электронная система постепенно преодолеет консерватизм в уме наших людей, и мы полностью перейдем в online.

Не воспользуются ли системой мошенники? Система будет защищена на очень высоком уровне, самыми современными средствами, в том числе и криптографическими шифрами. За безопасность отвечает целое предприятие при Минюсте. И если кто-то вдруг внесет несанкционированное изменение в чьи-то данные — мы будем знать точно, кто и когда это сделал, и можно будет этого регистратора привлечь к ответственности. К реестрам будет иметь доступ ограниченный круг лиц — это 7000 нотариусов по Украине, это конкретные люди в каждой районной (если говорить о Киеве) госадминистрации. Также это будут отдельные лица в аккредитованных предприятиях — коммунальных или государственных, например, в бывшем БТИ. Специалисты, которым откроют доступ, будут иметь свой логин и пароль, и стоит им зайти в систему, как все их действия будут отслеживаться.

По материалам fakty.ictv.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Новогодние елки опять будут оснащать чипами

Новогодние елки опять будут оснащать чипами
развлечение и отдых

По словам главы Государственного агенства лесных ресурсов Украины Виктора Сивца, в этом году, как и в прошлом, все новогодние елки будут оснащаться специальными электронными чипами, на которых будет информация о происхождении этого дерева. Торговля новогодними елками будет запрещена, и нарушители, согласно постановлению Кабмина №665, будут платить штраф, размер которого будет зависеть от диаметра срубленной ели.

Дети — аутисты смогут учиться в обычных школах

Дети — аутисты смогут учиться в обычных школах
развлечение и отдых

Новый специальный стандарт образования, который сейчас разрабатывают, поможет детям с аутизмом обучаться в обычных общеобразовательных школах.

Установлено: дети продлевают жизнь своим родителям

Установлено: дети продлевают жизнь своим родителям
развлечение и отдых

Демографы пришли к выводу, что, несмотря на все тяготы, обусловленные родительскими обязанностями, наличие детей продлевает людям жизнь.

Мифы о разводе

Мифы о разводе
развлечение и отдых

В вопросах семейной жизни более чем уместно послушаться старой поговорки: «Семь раз отмерь, один — отрежь». Ибо резать порой приходится по живому. Такому представлению о болезненном, вообщем-то, процессе, способствуют многочисленные мифы, якобы основанные на психологических и социологических исследованиях. Развенчать их решили американские специалисты, объединенные проектом National Marriage Project.