Учеба для младших школьников станет легче

Учеба для младших школьников станет легче
 02.08.2016

Жалобы родителей, что ребенка с первых классов загружают информацией, которая слишком сложна или вряд ли когда-то пригодится, были услышаны в МОН. Под руководством ведомства на платформе EdEra закипела работа по разгрузке программы для начальной школы, и за 2 месяца энтузиасты сделали выводы, которые легли в основу новых учебных планов для учеников 1–4 классов — они будут учиться по ним уже с 1 сентября. Как именно хотят разгрузить младших школьников, рассказали учителя и модераторы платформы.

Украинский:

Разгрузка коснулась в первую очередь тех тем и заданий, которые признали сложными, слишком объемными или неэффективными. Например, для первоклассников такие темы, как «Умовне позначення слів», «Спосіб умовного позначення речень», «Складання речень за поданою графічною схемою» заменили практическим знакомством с предложениями и их составлением. «Кроме этого, они должны будут уметь делать звуковой анализ простых по составу слов, таких как «сир», «тато» и т. д., — объясняет учитель начальных классов Маргарита Калюжная.

Второклассников освободили от сочинений, а объем устного высказывания уменьшили с 40 до 20 слов». Также перенесены в третий класс темы ударных и безударных гласных. Не столь важным становится качество рукописного письма и не фиксируется количество часов на каждую тему. «Есть темы, которые класс воспринимает легче, есть те, что сложнее, — объясняет учитель начальных классов Ольга Третьяк. — Это зависит от настроения ребят и даже от того, каким по счету стоит урок украинского». В третьих классах детям нужно будет знать состав слов, подбирать однокоренные слова, обращаться с падежами, но многие темы по частям речи перенесли в четвертый.

Чтение

Прежде всего, исчезнет проверка скорости чтения с секундомером. Также в процессе обсуждения все согласились с тем, что программа устарела морально и детям не интересна. Среди предложений было ввести в программу современных детских писателей. А дети будут оценивать не то, позитивный или негативный тот или иной персонаж (т. е. не навешивать ярлыки), а оценивать его поступки.

Математика

В обновленной программе произошло смещение акцентов с знания на понимание. Так, теперь ученики 1 и 2 классов не должны будут зубрить таблицы сложения и вычитания (в пределах 10 и 20), умножения и деления. «Если ребенок не понимает сути этих математических действий, то в требовании знать таблицы нет никакого смысла», — объяснили модераторы новой программы. Молодые учителя уже высказываются на форумах, что для пожилых учителей отмена зубрежки будет шоком. В МОН ожидают, что поначалу будут тихие протесты с тайным задаванием учить таблицы наизусть». Однако в ведомстве готовят рекомендации для таких учителей, тем более что запоминание таблиц наизусть смещено в третьи классы.

Информатика

 "Уроки предлагается сделать интереснее без скучной информации — такой, как основные составляющие компьютера, история вычислительных устройств, файлы, папки и операции с окнами, — объяснили в МОН. — Также убрали много терминов, непонятных детям (гиперссылки и т. п.)".

Английский

Многие нормы, которые предназначались для первоклассников, убрали, сократили или перенесли. Так, тему множественного числа с окончанием -s перенесли во второй класс. Говорить малышам теперь можно будет меньше: первоклассникам не 3–4 предложения, как раньше, а 2–3, второклассникам — не 4–5 предложений (реплик), а 3–4, а письменные сообщения должны состоять не из 4–5 предложений, а из 2–3. Второклассники не будут учить названия месяцев и дней недели (их изучение будет в 3-м классе), а третьеклассники — времена Past Simple, Future Simple (перенесли на 4-й). Из программы 4-го класса убрали тему «Дикі та свійські тварини». Кроме того, в пояснительной записке предложено много рекомендаций. В частности, по поводу использования не менее 10% времени на уроке для написания букв, широкого использования песен, стихотворений, видеоматериалов, введения тем «Еда», «В кафе», «В магазине», «На вокзале» и прочих, чтобы ребенок мог озвучить свои нужды в жизненных ситуациях, вести короткие диалоги и писать смс.

Программы английского языка для специализированных школ также упростили. Так, например, теперь первоклассникам не придется читать и понимать тексты объемом 100–150 печатных символов, уметь описывать (себя, друзей, предметы и т. п.) на 4–5 предложений. Во 2-х классах исключили темы «Предметы в классной комнате», «Школьные принадлежности», Past Simple перенесен в 3-й класс, уменьшены объемы говорения и чтения (и в 3-х, и 4-х классах), Present Perfect перенесен в 4-й класс, а Past Continuous вообще убрали из программы.

Физкультура, музыка, творчество

В художественно-эстети­чес­ком цикле (искусство, труд, музыка и физкультура) больше всего нареканий со стороны специалистов касались лишней информации. В частности, предложено убрать из программы физкультуры разбор истории Олимпийских игр, годов их проведения и лозунгов, прописанных там ранее. Убраны также «лыжи и коньки» с точными указаниями, на каком плече дети должны носить лыжи, как проходить дистанции, подниматься по склонам, а также плавание и танцевальные шаги.

Учителя физкультуры уточняют, что все это не запрещено, а исключено именно из обязательной программы. «Школы, где есть материально-техническая база, условия (бассейны и т. д.), подходит квалификация учителя (хореограф, тренер по плаванию), могут это оставить, — говорит учитель физкультуры из Харькова Ольга Дзюба, которая участвовала в обсуждениях разгрузки программы.

-Но для альтернативы предлагается заострить внимание на физических качествах учеников, таких как пластика, мышечная выносливость, гармоничное развитие в целом. Последнее даст возможность найти альтернативу, например, бегу с секундомером».

На занятиях музыкой первоклассникам больше не придется разбираться, что такое «зерно интонации», а на уроках творчества — усваивать понятия о видах и жанрах искусства. Вместо них больше внимания уделят художественным техникам, хендмейду и т. д. В образовательном искусстве также станет больше практики по созданию пейзажей, меньше изучения их видов. Также введут уроки с видеопутешествиями вместо бесед.

По материалам kstati.dp.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Все больше украинских детей отказываются учиться в школе

Все больше украинских детей отказываются учиться в школе
образование и развитие

Ежегодно в Украине более 10 тыс. человек находят уважительные причины для того, чтобы учиться экстерном. У такого способа получения образования появляется все больше сторонников.

Украинские школьники обзаведутся «Профориентационными деловыми дневниками»

Украинские школьники обзаведутся «Профориентационными деловыми дневниками»
образование и развитие

В Винницкой области внедряется совместный информационный проект Государственного центра занятости и Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины «Профориентационный деловой дневник школьника».

Наличие хорошо развитого чувства ритма связано с лингвистическими способностями

Наличие хорошо развитого чувства ритма связано с лингвистическими способностями
образование и развитие

Родители, которые заставляют своих детей в свободное от уроков время ходить «на музыку» и «на английский» интуитивно поступают абсолютно верно. Занятия музыкой или танцами развивают чувство ритма, которое совершенно необходимо для овладения языком.

Почему близнецы начинают говорить позже, чем «одиночные» дети?

Почему близнецы начинают говорить позже, чем «одиночные» дети?
образование и развитие

Австралийские исследователи по все правилам науки доказали существование феномена, о котором педиатрам было известно из практики и ранее. Близнецы, и идентичные, и обычные двойняшки, овладевают речью заметно позже чем «одиночные» дети.