Почти 400 тысяч первоклассников пошли в школы Украины 1 сентября 2016 г. Учиться дети будут по новым правилам: в августе Минобразования внесло изменения в учебные программы начальной школы и в требования к оцениванию достижений учеников.
По мнению экспертов, отказ от травли за оценки, домашних заданий на каникулах и зубрежки во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов. Для средней и старшей школы в этом году все останется
ОЦЕНКИ
Результаты оценивания учеников станут конфиденциальной информацией, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках «почета» и «позора» в виде рейтингов.
«Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, — объяснила советник министра образования Иванна Коберник. — Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга».
В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. Вплоть до четвертого класса не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета «Я в мире».
КАРАНДАШИ И РУЧКИ
Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. «Родителям известны такие моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки.
Аккуратные исправления в тетради не повлияют на оценку. Не будут занижать балл и за неправильный отступ количества клеточек и строчек. Снимается оценивание каллиграфии, хотя требование к аккуратности и разборчивости письма остается. Время перехода учеников на ручку определяет сам учитель, при необходимости этот шаг можно отсрочить и до 3 класса. Самим учителям в тетрадях первоклассников будет запрещено делать отметки красными чернилами.
БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ
Изменения затронули все программы начальной школы. Общее для всех программ — снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе.
«Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное — как достичь со своим классом лучших результатов», — говорит Коберник.
Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. «А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, — считает советник. — Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты».
«Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами», — пояснил эксперт в вопросах образования Андрей Черных.
Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. «Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом классе дети формировали предложение по схеме. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи», — рассказал Черных.
В чтении отменили «гонки на скорость»: теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного.
В преподавании английского языка переходят от письменной речи к разговорной. Раньше для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. «В 6 лет дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский — один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами», — утверждает Коберник.
Наиболее жаркие споры вызвали изменения в математике: в 1 и 2 классах отменено требование знать на память таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. В соцсетях по этому поводу начали писать: все зубрили — и справлялись, таблицы надо знать назубок, разгрузка школьных программ не добавит ума и способностей детям. Эксперты не согласны.
«Ребенок должен не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во
ОТДЫХ
В первом классе домашних заданий не будет совсем, во втором — не больше, чем ребенок может самостоятельно сделать за 45 минут, в третьем — за 1 час 10 минут, в четвертом — за полтора часа. На каникулы дети должны уходить вообще без заданий.
«Многие учителя задают на каникулы, объясняя это тем, что иначе невозможно выполнить программу. Напомню, что программы начальных классов уже обновлены и разгружены. Большая часть работы должна выполняться в школе. А домашние задания — это закрепление материала, которое ребенок может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Потому что у родителей нет педагогического образования, родители не учатся в начальной школе, и им не должны задавать писать рефераты», — считает Коберник.
МЕНЬШЕ БЮРОКРАТИИ
Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса. Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. «Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было», — говорится в пояснении Министерства образования.
Будет ли все это работать?
Внести изменения в программы — это только первый шаг. Второй — довести новые подходы до каждого конкретного учителя и добиться их выполнения.
«Пока есть только импульс от министерства, — счиатет руководитель проекта «Освітня політика» Виктор Громовой. — Не факт, что завтра каждая «Марьиванна» за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у «Марьиванны» произошел разрыв шаблона, чтобы она отказалась от определенных стереотипов, спустилась на землю, поняла, что ей надо тоже учиться, а то, что она делала 20 или 30 лет, сегодня уже надо делать иначе. Тут колоссальную работу надо проволить снизу — для того, чтобы философия стала совсем другой».
Коберник считает, что все получится: «Не стоит всех учителей записывать в динозавры и ретрограды. У нас множество позитивных отзывов об изменениях, многие директора и учителя признаются, что и раньше так делали, но тогда они нарушали программу. Никто не ожидает моментальных результатов. Во всех странах, которые прошли переход от системы обучения знаниям к обучению компетенциям, процесс занял около десяти лет. Это только первые шаги. Поэтому у образовательной отрасли впереди большой путь».
«Учителя эти изменения воспринимают
Он подтверждает: многое из того, что предлагается Министерством образования на этот год, учителя и раньше делали по своей инициативе.
«Вызывает некоторый психологический дискомфорт то, что теперь детей надо больше хвалить и меньше отчитывать, а по некоторым предметам в начальной школе знания вообще не оцениваются. Учителя беспокоятся, как дети потом будут писать в четвертом классе государственную итоговую аттестацию. Тут надо еще пройти период адаптации. Есть учителя, которые понимают, что и как делать, как перестраиваться. Есть определенное количество педагогов, которые воспринимают нововведения нейтрально, а есть и те, кто считает, что это делать не нужно, а советская школа была лучшей. Но
По материалам news.liga.net
Комментариев (0)
1 сентября на «Рыбном базаре»
развлечение и отдыхДетям предлагается на выбор бесплатное Меню. Родителей поздравят бокалом изысканного вина! Предложение действует с 1 по 3 сентября.
Почему люди любят мороженное?
развлечение и отдыхНауке стало ясно, почему дети, да и взрослые любят мороженое. Оказалось, что оно великолепно снимает стресс. Молоко и сливки содержат триптофан — эффективный природный транквилизатор, успокаивающий нервную систему, поднимающий настроение, помогающий справиться с бессонницей.
Чем заняться на зимних каникулах?
развлечение и отдыхЗимние каникулы уже наступили. Их наступление с нетерпением ждали и взрослые, и дети, чтобы отоспаться, отдохнуть, навестить друзей и знакомых или просто посмотреть телевизор и поиграть в компьютерные игры. Однако врачи предлагают отказаться от привычных развлечений и провести эти дни с пользой для здоровья, дабы восстановить умственные и физические силы, а также запастись энергией до следующих каникул. Как правильно организовать такой отдых?
Около 18 миллионов детей в 2006 году стали беженцами
развлечение и отдыхВ 2006 году около 18 млн детей оказались внутренне перемещенными лицами и беженцами в результате конфликтов. Как сообщает в четверг служба новостей ООН, эти данные содержатся в новом докладе ООН «Воздействие вооруженных конфликтов на детей».