Школа по-новому: без оценок и нервных срывов

Школа по-новому: без оценок и нервных срывов
 01.09.2016

Почти 400 тысяч первоклассников пошли в школы Украины 1 сентября 2016 г. Учиться дети будут по новым правилам: в августе Минобразования внесло изменения в учебные программы начальной школы и в требования к оцениванию достижений учеников.

По мнению экспертов, отказ от травли за оценки, домашних заданий на каникулах и зубрежки во многом зависит от учителей и их готовности отказаться от архаичных методов. Для средней и старшей школы в этом году все останется по-старому. Глобальные изменения, в том числе и сроков школьного обучения, запланированы на 2018 год.

ОЦЕНКИ

Результаты оценивания учеников станут конфиденциальной информацией, доступ к которой есть только у родителей и детей. Достижения и провалы больше не будут озвучиваться на родительских собраниях или досках «почета» и «позора» в виде рейтингов.

«Оценки должны перестать быть поводом для шантажа или давления на детей, — объяснила советник министра образования Иванна Коберник. — Не должно быть обсуждений оценок на родительских собраниях, ярлыков, кто лучше и кто хуже, на основе оценок. Никаких рейтингов на стенах. Школа должна работать не только с внешней, но и с внутренней мотивацией ребенка. Нам важно, чтобы ребенок в школе раскрыл свои способности, нашел, с чем ему интересно работать и чем заниматься, чтобы он в итоге хотел учиться, а не делал это потому, что есть плетка в виде рейтинга».

В 1 классе, как и ранее, оценки не будут ставить совсем. Вплоть до четвертого класса не будет балльного оценивания информатики, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физкультуры, основ здравоохранения и предмета «Я в мире».

КАРАНДАШИ И РУЧКИ

Первоклассникам разрешат писать в тетради простым карандашом. «Родителям известны такие моменты, когда ребенок написал полстраницы, ошибся, вырывает страницу и переписывает. Они только учатся писать, и должны иметь право на ошибку, и не бояться этой ошибки. Что-то не так написали — стерли резинкой и исправили. Это практика, принятая в ведущих образовательных системах. Обучение должно быть для ребенка интересным занятием, а не процессом, который его постоянно травмирует. Да, ребенка надо учить работать, и это, конечно, выход из зоны комфорта, но учеба не должна сопровождаться постоянным стрессом», — объяснила министр образования Лилия Гриневич.

Аккуратные исправления в тетради не повлияют на оценку. Не будут занижать балл и за неправильный отступ количества клеточек и строчек. Снимается оценивание каллиграфии, хотя требование к аккуратности и разборчивости письма остается. Время перехода учеников на ручку определяет сам учитель, при необходимости этот шаг можно отсрочить и до 3 класса. Самим учителям в тетрадях первоклассников будет запрещено делать отметки красными чернилами.

БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ

Изменения затронули все программы начальной школы. Общее для всех программ — снято распределение часов по темам. Раньше учитель был обязан читать тему столько, сколько прописано в программе.

«Если он вычитал тему, и класс уже все понял, все равно был обязан толочь воду в ступе, пока не закончатся часы. И наоборот, если тема классу не давалась, он был вынужден переходить к следующей, потому что часы закончились. Сейчас учитель сам определяет количество часов, порядок тем, главное — как достичь со своим классом лучших результатов», — говорит Коберник.

Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. «А это не отвечает цели урока физкультуры в начальной школе, — считает советник. — Дети в первую очередь должны двигаться. Или в музыкальном искусстве было требование четко, дословно знать определение музыкальных жанров и терминов, которыми не пользуются даже профессиональные музыканты».

«Меняется цель образования: детей в начальной школе учат не зубрить без понимания, не запоминать единственно правильное решение, а думать и решать задачу разными способами», — пояснил эксперт в вопросах образования Андрей Черных.

Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. «Родители это называли азбукой Морзе, когда надо было, чтобы в первом классе дети формировали предложение по схеме. Решили от этого отказаться и сделать упор на технику и практику разговорной речи», — рассказал Черных.

В чтении отменили «гонки на скорость»: теперь упор на правильную речь и анализ прочитанного.

В преподавании английского языка переходят от письменной речи к разговорной. Раньше для первого класса существовало требование, что дети должны уметь писать слова, словосочетания и предложения. «В 6 лет дети еще не умеют писать даже на родном языке. А английский — один раз в неделю. Это неэффективно. Поэтому обновленная программа предусматривает устный вводный курс в первом семестре 1 класса, письмо вводится только во втором семестре, и только буквы и простые слова. И наконец в Украине начнут, как во всем цивилизованном мире, учить писать на английском языке шрифтом print script, это полупечатные буквы. Рукописный шрифт времен Шекспира, честно говоря, уже практически не используется, и даже в Британии и США детей учат писать полупечатными буквами», — утверждает Коберник.

Наиболее жаркие споры вызвали изменения в математике: в 1 и 2 классах отменено требование знать на память таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. В соцсетях по этому поводу начали писать: все зубрили — и справлялись, таблицы надо знать назубок, разгрузка школьных программ не добавит ума и способностей детям. Эксперты не согласны.

«Ребенок должен не заучить таблицу в первом классе, а понимать, как это работает. Чтобы они с самого начала школы начинали думать... Когда мои знакомые рассказывают, какое количество заданий детям задают во втором-четвертом классах — это ненормально, зачем такая нагрузка? Тут главное — научить детей думать уже с первого класса, а не просто технической зубрежкой заниматься», — объяснил Черных.

ОТДЫХ

В первом классе домашних заданий не будет совсем, во втором — не больше, чем ребенок может самостоятельно сделать за 45 минут, в третьем — за 1 час 10 минут, в четвертом — за полтора часа. На каникулы дети должны уходить вообще без заданий.

«Многие учителя задают на каникулы, объясняя это тем, что иначе невозможно выполнить программу. Напомню, что программы начальных классов уже обновлены и разгружены. Большая часть работы должна выполняться в школе. А домашние задания — это закрепление материала, которое ребенок может выполнить самостоятельно, без посторонней помощи. Потому что у родителей нет педагогического образования, родители не учатся в начальной школе, и им не должны задавать писать рефераты», — считает Коберник.

МЕНЬШЕ БЮРОКРАТИИ

Оформление титульного листа школьной тетради придумали бюрократы, но это было прямым требованием министерства. С этого года в МОН решили такими мелочами больше не заниматься. Оформление тетради отдается на откуп учителю и вполне может ограничиваться указанием имени и фамилии ученика и номера класса. Учителям также придется отказаться от ежемесячной оценки за ведение тетрадей. «Эта практика была введена еще в советское время, но никаких критериев этого оценивания прописано не было», — говорится в пояснении Министерства образования.

Будет ли все это работать?

Внести изменения в программы — это только первый шаг. Второй — довести новые подходы до каждого конкретного учителя и добиться их выполнения.

«Пока есть только импульс от министерства, — счиатет руководитель проекта «Освітня політика» Виктор Громовой. — Не факт, что завтра каждая «Марьиванна» за закрытыми дверями класса это начнет делать. Надо, чтобы у «Марьиванны» произошел разрыв шаблона, чтобы она отказалась от определенных стереотипов, спустилась на землю, поняла, что ей надо тоже учиться, а то, что она делала 20 или 30 лет, сегодня уже надо делать иначе. Тут колоссальную работу надо проволить снизу — для того, чтобы философия стала совсем другой».

Коберник считает, что все получится: «Не стоит всех учителей записывать в динозавры и ретрограды. У нас множество позитивных отзывов об изменениях, многие директора и учителя признаются, что и раньше так делали, но тогда они нарушали программу. Никто не ожидает моментальных результатов. Во всех странах, которые прошли переход от системы обучения знаниям к обучению компетенциям, процесс занял около десяти лет. Это только первые шаги. Поэтому у образовательной отрасли впереди большой путь».

«Учителя эти изменения воспринимают более-менее адекватно», — заверил директор киевской школы №148 Сергей Горбачов.

Он подтверждает: многое из того, что предлагается Министерством образования на этот год, учителя и раньше делали по своей инициативе.

«Вызывает некоторый психологический дискомфорт то, что теперь детей надо больше хвалить и меньше отчитывать, а по некоторым предметам в начальной школе знания вообще не оцениваются. Учителя беспокоятся, как дети потом будут писать в четвертом классе государственную итоговую аттестацию. Тут надо еще пройти период адаптации. Есть учителя, которые понимают, что и как делать, как перестраиваться. Есть определенное количество педагогов, которые воспринимают нововведения нейтрально, а есть и те, кто считает, что это делать не нужно, а советская школа была лучшей. Но все-таки большинство настроено на то, чтобы внедрять эти изменения», — отметил директор школы.

По материалам news.liga.net

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Теперь родственникам не надо полгода ждать завещание

Теперь родственникам не надо полгода ждать завещание
развлечение и отдых

В 2011 году в силу вступят новые правила оформления завещаний. Теперь, чтобы с ним ознакомиться, не нужно будет ждать полгода, но нотариусом придется доплатить.

За полгода украинцы усыновили более 1000 детей-сирот

За полгода украинцы усыновили более 1000 детей-сирот
развлечение и отдых

По итогам первого полугодия 2008 г. гражданами Украины были усыновлены 1010 детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы (иностранцами — 629). Об этом сегодня сообщил Министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, подытоживая первые данные работы программы поддержки национального усыновления.

Одежда будущего: во что мы будем одеваться через 10 лет?

Одежда будущего: во что мы будем одеваться через 10 лет?
развлечение и отдых

Время от времени в новостях можно встретить описания необычной одежды, обладающей чуть ли не волшебными свойствами. Что из этого правда, а что пока остается фантазией? Какие футуристические вещи уже можно найти в продаже? Что же мы будем носить через 10 лет?

Новый год на подходе, как его весело встретить

Новый год на подходе, как его весело встретить
развлечение и отдых

Как весело встретить новый год, подарить тепло своим близким и детям, как превратить новогодние, рождественские праздники в настоящее чудо?