Министерство образования решило осовременить учебные программы

Министерство образования решило осовременить учебные программы
 12.09.2016

Украинская система образования продолжает претерпевать изменения. Не успели родители школьников младших классов обсудить отмену оценок и разрешение писать карандашами, как Министерство образования решило порадовать и учащихся старших классов. На прошлой неделе коллегия МОН утвердила целый ряд учебных программ для 9–11 классов украинских школ.

Так, в программе для 9-х классов, по сообщению пресс-службы министерства, учли исторические события, произошедшие в стране на протяжении последних двух лет. В первую очередь, изменения коснулись программ по истории Украины и географии. «Фактически, программы пересмотрены с украино-центристской точки зрения. События, изучающиеся в курсе истории Украины, должны согласовываться с европейской историей и историей соседних стран», — заявил директор департамента общего среднего и дошкольного образования Юрий Кононенко. Впрочем, в 9-м классе изучают историю до ХХ века, так что не очень понятно, каким образом в программе учли события последних двух лет. Существенные изменения внесены и в программу географии — теперь в 9-м классе изучается социальная и экономическая география.

Что касается изменений в программе для 9–11 классов, то в основном они касаются украинского языка в школах с преподаванием на языках национальных меньшинств. Так, по сообщению пресс-службы министерства, из них были изъяты разделы и темы, потерявшие актуальность.

Впрочем, при подробном изучении программ оказывается, что наряду с попытками осовременить учебные программы разработчики консервируют патриархальные и кое-где даже архаические устои. К примеру, кардинально изменился раздел «Деловой язык»: теперь 10-классников будут учить писать электронные письма и SMS. Правда, какие именно требования выдвигаются к таким документам — неизвестно. Между тем отмечено, что десятикласcники больше не будут составлять официальные и приветственные письма, поскольку эти документы «не соответствуют жизненным запросам», а при необходимости их образцы можно найти в интернете.

На уроках «Правоведения» в 9 классе школьникам расскажут о защите прав потребителей, а также особенностях электронных продаж и операций по кредитным картам. И хотя эксперты давно говорят о том, что финансовую грамотность украинцам нужно преподавать чуть ли не с пеленок, даже такие изменения — уже прорыв.

В тоже время детей, которым предлагают скачивать образцы документов из интернета, будут учить верить в бога. К примеру, в программе по украинской литературе для 9 класса в разделе об изучении Библии отмечены следующие цели: «Пізнання і засвоєння християнської моралі: ідеалів правди, чесності, патріотизму, скромності, любові до ближнього», а также «Усвідомлення універсальності євангельських істин людського буття». А после изучения темы «Библия в жизни Тараса Шевченко» ученик и вовсе должен прийти к пониманию «беззакония жизни «без Бога» и осознанию Бога как высокого духовного оплота личности». Неизвестно, как такая направленность согласуется с тем, что Украина — светское государство.

Отголоски патриархальной Украины проглядываются и в других моментах. К примеру, в 10-м классе среди тем, которые предложены в разделе «Проблематика социокультурной линии изучения языка» затесалась «Девичья честь». На фоне борьбы с сексизмом и роста количества насилия против обеих полов такой подход уж никак не похож на современный. А после изучения поэмы «Наймычка» Шевченко учащиеся и вовсе должны осознать, что «женщина — воплощение красоты на земле, а Святая Мать — источник добра, меняющего мир».

Интересны и программы украинского языка для школ с русским языком обучения. Так, к примеру, среди предложенных для вводного урока тем указана «Мовна поведінка російськомовного патріота». Правда, четких указаний по поводу того, как же должен говорить русскоязычный патриот, в программе нет. Отмечено лишь, что прилежный ученик должен всячески способствовать укреплению украинского языка и исповедовать украиноцентризм.

Не обошлось и без своеобразной «люстрации»: из программы мировой литературы убрали изучение «Собачьего сердца» Михаила Булгакова, а из списка для дополнительного чтения изъяли «Гранатовый браслет» Александра Куприна, «Мальчика у Христа на елке» Федора Достоевского и «Возвращение» Андрея Платонова.
Из курса литературы для русских школ 9 класса исключили произведения Михаила Зощенко — как отмечено в пояснении, эти произведения потеряли актуальность для современного украинского читателя. Впрочем, пострадали не только российские писатели: в школах с молдавским языком обучения в 9 классе вместо «Гамлета» Шекспира будут изучать сонеты Петрарки.

В самом министерстве признают, что эти изменения скорее косметические. По словам министра Лилии Гриневич, современное школьное образование не отвечает потребностям современного ребенка. Менять ситуацию будут традиционно — МОН разработал новый закон «Об образовании». Учитывая предыдущий опыт законодательного реформирования украинского образования можно предположить, что к тому моменту, когда нардепы таки проголосуют за изменения в украинских школах, подходы к обучению детей снова придется менять. Вот только к тому времени никто уже не будет знать, кто такой Швондер и почему до обеда не стоит читать советских газет.

Автор: Ольга Мацко

По материалам www.dsnews.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Бельгийские родители вторые сутки дежурят в очередях у школ

Бельгийские родители вторые сутки дежурят в очередях у школ
образование и развитие

Сотни людей вторые сутки дежурят в очередях у лучших школ Бельгии, надеясь в пятницу утром первыми записать в них своих детей. Таковы гротескные результаты реформы системы набора в средние школы (с 12 по 18 лет), которая была разработана министром образования франкоязычного сообщества Бельгии Мари Ареной и поддержана педагогическими коллективами и профсоюзами учителей.

Как помочь детям стать взрослыми?

Как помочь детям стать взрослыми?
образование и развитие

Мало вырастить ребенка, необходимо сделать его самостоятельным и способным жить отдельно от родителей. Как правило, у подростков и без подсказки взрослых появляется стремление к самостоятельности и независимости — если любящие взрослые будут не мешать, а помогать, наставлять на путь истинный дельными советами, а не заманиванием в теплое, уютное родовое гнездо.

Идеальный папа: как помочь мужчине полюбить своего ребенка

Идеальный папа: как помочь мужчине полюбить своего ребенка
образование и развитие

Безусловная любовь к собственным детям — это материнская прерогатива. Женщина успевает полюбить ребенка еще во время беременности, а после рождения, проводя с ним большую часть своего времени, продолжает открывать грани своей привязанности. Только мама может бесконечно долго наблюдать за личиком малыша, пока он пьет молоко, сладко спит в кроватке или тянется к ней своими крошечными ручками. Природа дала нам целых девять месяцев, чтобы успеть привыкнуть к изменениям в теле, в образе жизни и настроиться на новый этап. Отец ребенка все это время находится рядом и чтобы его любовь к малышу «разгорелась» так же, как и твоя, ему недостаточно просто взять сына/дочку на руки после рождения.

Как воспитать счастливого ребёнка? Основные задачи родителей

Как воспитать счастливого ребёнка? Основные задачи родителей
образование и развитие

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо установок, как вести себя, без критериев самооценки. За первые пять-шесть лет малыш формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую получает от родителей. Затем он начинает посещать школу, самостоятельно гулять во дворе, на него уже влияют и другие факторы, однако, роль семьи в процессе создания у ребенка образа собственного «я» по-прежнему остается очень важной.