При общении родителей и детей их мозговые волны синхронизируются

При общении родителей и детей их мозговые волны синхронизируются
 12.12.2017

Когда родитель общается со своим маленьким ребенком, многие их физиологические и поведенческие черты синхронизируются, включая взгляд, эмоции и сердцебиение. Однако ранее не было известно, вовлекается ли в эту синхронизацию головной мозг, и какие последствия могут быть у этого явления.

Ученые Кембриджского университета, Великобритания, в ходе новой работы изучали данный вопрос и оценивали, как на синхронизацию влияет зрительный контакт. Полученные результаты опубликованы в журнале «Proceedings of National Academy of Sciences».

Мозговые волны отражают активность миллионов нейронов на групповом уровне и участвуют в передаче информации между отделами мозга. В ходе предыдущих исследований ученые пришли к выводу, что для того чтобы общение двух взрослых людей воспринималось ими как успешное, их мозговые волны должны синхронизироваться. В данной работе исследователи оценивали особенности мозговых волн, характеристики которых были получены при проведении электроэнцефалограммы (ЭЭГ), у родителей 36 детей (у 17 из них опыт родительства был первый, у 19 — повторный). Затем ученые сравнивали мозговые волны детей и родителей, которые пели им детские песни.

В ходе первой части эксперимента дети смотрели видео, на котором их родители поют детские песни. В начале видео взрослый, чьи мозговые волны уже были записаны, смотрел прямо в камеру, затем поворачивал голову, чтобы избежать зрительного контакта с ребенком, но продолжал петь песни. В конце видео он не поворачивал голову, но смотрел в камеру. Как и ожидали исследователи, они определили, что мозговые волны младенцев лучше синхронизировались с волнами взрослых, когда последние смотрели на детей. Причем наибольшая степень синхронизации наблюдалась в те моменты, когда родитель отворачивался от ребенка, но продолжал смотреть в камеру. Ученые предположили, что такой взгляд кажется наиболее целенаправленным, и потому он в большей степени воспринимается ребенком как намерение к общению.

Во второй части эксперимента дети наблюдали непосредственно за родителями, а не за их видеоизображениями. Родители так же, как и в первой части работы, пели детские песни и смотрели на ребенка или отводили от него взгляд. В это же время ученые проводили ЭЭГ и ребенку, и родителю, для того чтобы оценить их взаимное влияние на синхронизацию мозговых волн. Оказалось, что синхронизация мозговой активности как у младенцев, так и у взрослых формировалась во время зрительных контактов. Это свидетельствует о том, что целью данного процесса является не только поиск лица или чего-то интересного, но и стремление к общению.

Для оценки намерения детей общаться исследователи подсчитывали количество голосовых обращений, которые дети высказывали в сторону взрослого. Как и предполагалось, младенцы высказывали бо`льшую готовность к общению при наличии зрительного контакта с родителем. Причем чем более синхронизированы были мозговые волны у пары ребенок — родитель, тем активней вокализировал ребенок.

Автор работы Виктория Леонг пояснила, что когда родитель и ребенок смотрят друг на друга, это для обоих является сигналом о доступности и желании общения. В ходе данного исследования выявлено, что в ответ на зрительный контакт изменяются мозговые волны и детей, и родителей. Этот механизм подготавливает обе стороны к общению, делая его более эффективным и понятным. Ученые отметили, что в настоящее время они не знают, каким биологическим механизмом осуществляется синхронизация мозговой активности и точно не утверждают, что им удалось выявить признаки телепатии. Основной целью работы было изучение вопроса о возможности синхронизации мозговых волн детьми, поскольку это часто происходит при общении взрослых людей. В следующих работах они надеются изучить причины синхронизации и ее временные масш­табы.

Автор: Котикович Ю.С.

По материалам www.umj.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Bредна ли гиперопека?

Bредна ли гиперопека?
образование и развитие

Чем вредна гиперопека? Отпускаете ребёнка на учёбу в другой город и хотите, чтобы у него всё было хорошо? Звоните ему хотя бы не каждый день.

В киевских школах может появиться урок русского преподавания

В киевских школах может появиться урок русского преподавания
образование и развитие

В киевских школах может появиться урок русского преподавания Депутат Верховной рады, член фракции блока «Наша Украина-Народная самооборона» Лилия Григорович заявляет о намерении управления образования Дарницкой районной в Киеве государственной администрации ввести русский язык преподавания в школах района.

Нужно ли играть с ребенком?

Нужно ли играть с ребенком?
образование и развитие

Играя, ребенок становится независимым и полновластным хозяином ситуации — игры. Поэтому вмешательство взрослого в процесс игры не желательно.

Правила перевоспитания избалованного ребенка

Правила перевоспитания избалованного ребенка
образование и развитие

Часто родители позволяют своим малышам слишком многое. В результате этого появляются избалованные дети, которых практически невозможно контролировать. Капризные малыши постоянно требуют к себе внимания. Кроме того, все должны исполнять его желания, причем не важно, что он просит. Если что-то идет не так, то ребенок начинает кричать, плакать, топать ногами. Вот так у родителей и появляются маленькие манипуляторы.