При общении родителей и детей их мозговые волны синхронизируются

При общении родителей и детей их мозговые волны синхронизируются
 12.12.2017

Когда родитель общается со своим маленьким ребенком, многие их физиологические и поведенческие черты синхронизируются, включая взгляд, эмоции и сердцебиение. Однако ранее не было известно, вовлекается ли в эту синхронизацию головной мозг, и какие последствия могут быть у этого явления.

Ученые Кембриджского университета, Великобритания, в ходе новой работы изучали данный вопрос и оценивали, как на синхронизацию влияет зрительный контакт. Полученные результаты опубликованы в журнале «Proceedings of National Academy of Sciences».

Мозговые волны отражают активность миллионов нейронов на групповом уровне и участвуют в передаче информации между отделами мозга. В ходе предыдущих исследований ученые пришли к выводу, что для того чтобы общение двух взрослых людей воспринималось ими как успешное, их мозговые волны должны синхронизироваться. В данной работе исследователи оценивали особенности мозговых волн, характеристики которых были получены при проведении электроэнцефалограммы (ЭЭГ), у родителей 36 детей (у 17 из них опыт родительства был первый, у 19 — повторный). Затем ученые сравнивали мозговые волны детей и родителей, которые пели им детские песни.

В ходе первой части эксперимента дети смотрели видео, на котором их родители поют детские песни. В начале видео взрослый, чьи мозговые волны уже были записаны, смотрел прямо в камеру, затем поворачивал голову, чтобы избежать зрительного контакта с ребенком, но продолжал петь песни. В конце видео он не поворачивал голову, но смотрел в камеру. Как и ожидали исследователи, они определили, что мозговые волны младенцев лучше синхронизировались с волнами взрослых, когда последние смотрели на детей. Причем наибольшая степень синхронизации наблюдалась в те моменты, когда родитель отворачивался от ребенка, но продолжал смотреть в камеру. Ученые предположили, что такой взгляд кажется наиболее целенаправленным, и потому он в большей степени воспринимается ребенком как намерение к общению.

Во второй части эксперимента дети наблюдали непосредственно за родителями, а не за их видеоизображениями. Родители так же, как и в первой части работы, пели детские песни и смотрели на ребенка или отводили от него взгляд. В это же время ученые проводили ЭЭГ и ребенку, и родителю, для того чтобы оценить их взаимное влияние на синхронизацию мозговых волн. Оказалось, что синхронизация мозговой активности как у младенцев, так и у взрослых формировалась во время зрительных контактов. Это свидетельствует о том, что целью данного процесса является не только поиск лица или чего-то интересного, но и стремление к общению.

Для оценки намерения детей общаться исследователи подсчитывали количество голосовых обращений, которые дети высказывали в сторону взрослого. Как и предполагалось, младенцы высказывали бо`льшую готовность к общению при наличии зрительного контакта с родителем. Причем чем более синхронизированы были мозговые волны у пары ребенок — родитель, тем активней вокализировал ребенок.

Автор работы Виктория Леонг пояснила, что когда родитель и ребенок смотрят друг на друга, это для обоих является сигналом о доступности и желании общения. В ходе данного исследования выявлено, что в ответ на зрительный контакт изменяются мозговые волны и детей, и родителей. Этот механизм подготавливает обе стороны к общению, делая его более эффективным и понятным. Ученые отметили, что в настоящее время они не знают, каким биологическим механизмом осуществляется синхронизация мозговой активности и точно не утверждают, что им удалось выявить признаки телепатии. Основной целью работы было изучение вопроса о возможности синхронизации мозговых волн детьми, поскольку это часто происходит при общении взрослых людей. В следующих работах они надеются изучить причины синхронизации и ее временные масш­табы.

Автор: Котикович Ю.С.

По материалам www.umj.com.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Как вырастить счастливого ребенка

Как вырастить счастливого ребенка
образование и развитие

Первым делом наука советует родителям самим научиться быть счастливыми. Как оказалось, родительское самоощущение влияет на детей самым непосредственным образом.

Как выбрать няню для ребёнка?

Как выбрать няню для ребёнка?
образование и развитие

Этот вопрос остро стоит перед множеством замечательных мам, которые из-за непреодолимых жизненных обстоятельств вынуждены положиться в вопросах ухода и воспитания любимого ребенка на чужого человека. Прежде чем осуждать женщин, которые ищут няню, нужно поставить себя на их место.

29 ноября стартует 8-ая математическая олимпиада orange

29 ноября стартует 8-ая математическая олимпиада orange
образование и развитие

Математическая олимпиада orange — традиционный всеизраильский образовательный проект. В течение семи лет в нем участвовали десятки тысяч школьников — решали задачи, переходя из тура в тур, а родители, бабушки, дедушки и родственники за них болели.

Все о репетиторстве

Все о репетиторстве
образование и развитие

Самый лучший способ выбрать квалифицированного преподавателя — по рекомендации Ваших знакомых, друзей. Если таких знакомых у Вас нет, то краткий обзор рынка преподавательских услуг Вам поможет.