Когда родитель общается со своим маленьким ребенком, многие их физиологические и поведенческие черты синхронизируются, включая взгляд, эмоции и сердцебиение. Однако ранее не было известно, вовлекается ли в эту синхронизацию головной мозг, и какие последствия могут быть у этого явления.
Ученые Кембриджского университета, Великобритания, в ходе новой работы изучали данный вопрос и оценивали, как на синхронизацию влияет зрительный контакт. Полученные результаты опубликованы в журнале «Proceedings of National Academy of Sciences».
Мозговые волны отражают активность миллионов нейронов на групповом уровне и участвуют в передаче информации между отделами мозга. В ходе предыдущих исследований ученые пришли к выводу, что для того чтобы общение двух взрослых людей воспринималось ими как успешное, их мозговые волны должны синхронизироваться. В данной работе исследователи оценивали особенности мозговых волн, характеристики которых были получены при проведении электроэнцефалограммы (ЭЭГ), у родителей 36 детей (у 17 из них опыт родительства был первый, у 19 — повторный). Затем ученые сравнивали мозговые волны детей и родителей, которые пели им детские песни.
В ходе первой части эксперимента дети смотрели видео, на котором их родители поют детские песни. В начале видео взрослый, чьи мозговые волны уже были записаны, смотрел прямо в камеру, затем поворачивал голову, чтобы избежать зрительного контакта с ребенком, но продолжал петь песни. В конце видео он не поворачивал голову, но смотрел в камеру. Как и ожидали исследователи, они определили, что мозговые волны младенцев лучше синхронизировались с волнами взрослых, когда последние смотрели на детей. Причем наибольшая степень синхронизации наблюдалась в те моменты, когда родитель отворачивался от ребенка, но продолжал смотреть в камеру. Ученые предположили, что такой взгляд кажется наиболее целенаправленным, и потому он в большей степени воспринимается ребенком как намерение к общению.
Во второй части эксперимента дети наблюдали непосредственно за родителями, а не за их видеоизображениями. Родители так же, как и в первой части работы, пели детские песни и смотрели на ребенка или отводили от него взгляд. В это же время ученые проводили ЭЭГ и ребенку, и родителю, для того чтобы оценить их взаимное влияние на синхронизацию мозговых волн. Оказалось, что синхронизация мозговой активности как у младенцев, так и у взрослых формировалась во время зрительных контактов. Это свидетельствует о том, что целью данного процесса является не только поиск лица или
Для оценки намерения детей общаться исследователи подсчитывали количество голосовых обращений, которые дети высказывали в сторону взрослого. Как и предполагалось, младенцы высказывали бо`льшую готовность к общению при наличии зрительного контакта с родителем. Причем чем более синхронизированы были мозговые волны у пары ребенок — родитель, тем активней вокализировал ребенок.
Автор работы Виктория Леонг пояснила, что когда родитель и ребенок смотрят друг на друга, это для обоих является сигналом о доступности и желании общения. В ходе данного исследования выявлено, что в ответ на зрительный контакт изменяются мозговые волны и детей, и родителей. Этот механизм подготавливает обе стороны к общению, делая его более эффективным и понятным. Ученые отметили, что в настоящее время они не знают, каким биологическим механизмом осуществляется синхронизация мозговой активности и точно не утверждают, что им удалось выявить признаки телепатии. Основной целью работы было изучение вопроса о возможности синхронизации мозговых волн детьми, поскольку это часто происходит при общении взрослых людей. В следующих работах они надеются изучить причины синхронизации и ее временные масштабы.
Автор: Котикович Ю.С.
По материалам www.umj.com.ua
Комментариев (0)
Оказывается дети могут распознавать ложь взрослых с 3-летнего возраста
образование и развитие
Начиная с трехлетнего возраста, дети уже способны разглядывать в окружающих их людях признаки плохого настроения, как установили исследователи. Но сочувствие малыши проявляют лишь к тем, кто этого
Отцы формируют взгляд на жизнь и у дочерей, и у сыновей
образование и развитие«Отец является важной ролевой моделью для мальчика. Глядя на мужчину, мальчик учится брать на себя ответственность, защищать, помогать. Он может сформировать отношение к женщинам, взяв за основу отношение отца к матери. Если семья гармоничная, то мальчик решит: «Я всегда буду относиться к будущей жене, как папа».
Британия — одна из худших стран для воспитания детей
образование и развитиеСоединенное Королевство признано одним из самых неподходящих мест для воспитания детей иностранцев, говорится в исследовании, проведенном по заказу банка HSBC.
Как родителям вести себя с подростком?
образование и развитиеНе секрет, что воспитание детей является жесткой работой. Это работа, которая приходит с огромными требованиями и без инструкции. И воспитание подростков особенно трудно, так как они пытаются создать ощущение независимости.