Понимание законов психологии поможет вам объяснить иррациональность внешнего мира и те глупости, которые люди совершают каждый день.Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.
Эффект Прэтфелла. Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше
Когда мы хотим произвести на
Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства — проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.
Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.
В общем, ошибаться на людях — это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.
Эффект Пигмалиона. Большие ожидания увеличивают производительность
Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил
Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.
«Ваши ожидания создают вашу реальность», — заключает он.
В общем, если вы хотите добиться в жизни
Парадокс выбора. Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением
Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.
Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.
Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.
Эффект свидетеля. Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему
Этот эффект
Если
Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что
В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к
Spotlight Effect. Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей
Большинство людей в данный момент времени заняты
Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы «зарисоваться» перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.
Эффект фокусировки. Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют
«Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется». Дэвид Канеман
Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей
Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.
Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить
По материалам lifter.com.ua
Комментариев (0)
Учителям стоит проводить с детьми уроки счастья
развлечение и отдыхЗа последние годы в системе образования произошли некоторые положительные перемены. Но
Дети норовят лизнуть фигурки
развлечение и отдыхДо 14 января на территории дворца «Украина» будет работать выставка ледовых скульптур. Там родители с детками охотно фотографируются на фоне ангелочков, собачек, дельфинов, слоников и мишек. Но самой большой популярностью пользуется двухметровый дворец с колоннами и троном посредине.
Порядок предоставления помощи при рождении ребенка
развлечение и отдыхСтатьей 12 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» установлено, что размер помощи при рождении ребенка в 2008 году на первого ребенка составляет 12 240 грн., на второго ребенка — 25 000 грн., на третьего и следующего — 50 000 грн.
Детские игры на асфальте: взрывной мел
развлечение и отдыхКонечно, дети — цветы жизни, и с ними не соскучишься. Но вот проблема: заскучать могут они. Поэтому нужно придумывать все новые и новые способы, как заставить их маленькие мордашки вновь светиться от счастья и неимоверного задора.