Как расплачиваются дети за желание родителей сделать из них вундеркиндов. Практически каждый родитель, как только у него появляется ребенок, мечтает о том, чтобы он оказался гением или как минимум талантом. И начинает изо всех сил «гранить свой алмаз», чтобы явить свету бесценный бриллиант. Однако в природе за все нужно платить. И дети, увы, не исключение...
С одной стороны, все правильно. Психологи уверяют — вундеркиндами не рождаются. Ими становятся. Причем, как правило, в семьях, где родители не смогли реализовать собственные амбиции.
И поэтому не прочь использовать свой последний шанс и попытаться оказаться в одном ряду, к примеру, с родителями Моцарта, который уже в 3 года выступал с концертами. Или Грибоедова, в 11 поступившего в Московский университет. Или Льва Ландау, повторившего этот подвиг в 13. Наконец — Пушкина, начавшего писать стихи в 9 лет или Рафаэля, начавшего рисовать в 8 лет. Однако на этом пути родителей подстерегает немало граблей, на которые они с огромным удовольствием наступают.
Одарен или «да»?
Сотни тысяч одаренных детей так и не становятся гениями.
Для начала неплохо бы определиться, есть ли у ребенка одаренность. Конечно, некоторые дети уже с раннего возраста демонстируют большие успехи в
Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка. Прежде всего, это любознательность: уже с младенческого возраста ребенок хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается понять, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов. Способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию. Одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают. Наконец, есть специальные тесты.
Если вы даже при круглосуточном наблюдении и тщательном просмотре видеозаписей не обнаруживаете ничего подобного, не спешите огорчаться. Как говорится, «если невеста уходит к другому, то неизвестно, кому повезло». По данным выдающегося российского генетика Владимира Эфроимсона, гениальность, высокая одаренность, являющаяся отклонением в развитии мозга и психическом развитии, выпадает примерно одному ребенку из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти цифры весьма условны, но порядок чисел, вполне отражает истину. А это значит, что сотни тысяч одаренных детей так и не становятся гениями, а десятки тысяч не дотягивают даже до реализации своих способностей. Французский философ Дени Дидро точно заметил по этому поводу: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». Неудивительно, что мы довольно часто слышим о
По данным очень многих психологов, много лет прослеживающих судьбу одаренных детей, лишь 2% из них (по самым оптимистичным данным, около 5%) реализуют в профессиональной деятельности свои таланты на соответствующем для их способностей уровне.
Плата за гениальность
Из гения математики — в посудомойки
«Из меня получился нелюдимый и
Пятнадцать из шестнадцати лет жизни американки Сафии Юсуф прошли в непрерывной учебе. Когда именно начался этот изнурительный марафон, она не помнит: ей кажется, что с пеленок. Ее детство совершенно не походило на «счастливую пору жизни» ее сверстников. Покуда другие играли в игры, дети Фарука Юсуфа грызли гранит науки. Ибо целью жизни их отца было выпестовать из своих отпрысков гениев.
Методика Фарука Юсуфа принесла желанные плоды: его дети стали вундеркиндами. Брат Сафии в 14 лет стал студентом Уорвикского университета, сестра начала учиться там же в 15 лет. Но все рекорды гениальности побила старшая, Сафия. Закончив школьный курс математики на «отлично» в одиннадцать лет, в 13 Сафия Юсуф была принята в Оксфорд, став вторым «случаем» такого рода в мировой практике. Сафию нарекли математическим гением. Ее поступление в университет стало мировой сенсацией, о юном
Полиция нашла беглянку в курортном городе Борнемуф, где «гений математики» работала... посудомойкой в ресторане. Хозяину заведения и в голову не могло прийти, что его новая посудомойка —
Как не ужасно это звучит, но перед нами классический рецепт производства вундеркинда. И случай с Сафией можно считать... хэппи эндом. В подавляющем случае бывает гораздо хуже...
Цена одаренности
Одаренные дети — в группе риска
«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Более того, специалисты включают одаренных детей в «группу риска» наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже... малолетними преступниками. Всех их объединяет высокая степень вероятности того, что на их жизненном пути будут преобладать неустроенность, одиночество, непонятость другими, повышенный риск заболеваний. Но если, как говорится, к «Богом обиженным» общество относится со снисходительной жалостью и пытается хоть
Комментарий
«Завышенные требования ударяют по личности ребенка»
Наталья Николаева, детский психолог:
- Завышенные требования ударяют по личности ребенка. Последствия — различные психические заболевания. Комплекс неполноценности, комплекс невостребованных ожиданий. Это когда человек всю жизнь пытается понравиться маме или папе, а на самом деле он не может реализовать это в жизни.
«Одаренных только от природы вундеркиндов практически нет»
Николай Нарицын,
- Одаренных только от природы вундеркиндов практически нет. Есть плоды родительского упрямства и непосильного детского труда. Причем для формирования вундеркинда родитель нужен не всякий, а именно такой, который будет стоять рядом с палкой и следить, чтобы ребенок делал все как нужно.
Лучший способ естественно развивать малыша — игра
Людмила Маттенкова, директор общеобразовательной специализированной
- Как вы относитесь к стремлению родителей инициировать раннее развитие ребенка?
- Искусственно стимулировать развитие умственных способностей ребенка, на мой взгляд, нецелесообразно. Лучший способ естественно развивать малыша — игра. Она отлично расширяет его кругозор. Причем заниматься с ребенком нужно не только в саду и школе, но и дома. Ведь часто родители стараются наполнить ребенка максимумом знаний. И к
В школе огромную роль играет, в какие руки попадет ребенок. Есть великолепные учителя, способные вовремя рассмотреть потенциал ученика и развивать его в нужном направлении. Есть дети, которых сами родители подстегивают к учебе, стараются сделать из собственного чада вундеркинда. Но ближе к окончанию школы такие дети настолько устают от
Есть и другие дети. Действительно одаренные. Их никто не заставляет учиться. Напротив, практически все предметы им даются легко. Они преуспевают и в гуманитарном, и в техническом направлениях. Но их
Как воспитывать вундеркинда
Во многом причиной неудачи становится неправильное воспитание, стандартное или неправильное обучение, отсутствие индивидуального подхода. Зачастую именно поэтому из одаренного ребенка вырастает закомплексованный,
Для начала стоит отметить, что вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Что касается остального, то хотя готовых рецептов и нет, некоторые рекомендации психологи дают.
- С ребенком обязательно нужно много общаться.
- Известно, что мы выучиваем больше и лучше, если сами
- Не погашать природный интерес ребенка к любому виду деятельности.
- Никогда не говорить ребенку, что он неспособный. Он может в это поверить.
- Воспитывать в ребенке настойчивость, усидчивость, трудолюбие и силу воли.
- Не подавлять взрывы фантазии, если они не вредят окружающим.
- Не подгонять ребенка под
- Не тормозить, а всячески поощрять скорейшее включение ребенка в общественную жизнь: кружки, секции и т.п.
- Не расслабляться, если ребенок высоко одарен от рождения. Если он, обучаясь с обычными детьми, затрачивает на учебу мало времени и усилий, не испытывает трудностей при выполнении домашнего задания, одновременно проявляя успехи в школе, стоит насторожиться. Ребенок не использует свой богатый потенциал. В нем не развивается усидчивость, трудолюбие, воля. Лучше перевести его в другую школу, где ему будет сложнее учиться.
- Главное — не переусердствовать. Не нужно отнимать у ребенка детство, слишком заботясь о его образовании.
- Не расстраиваться, особенно в младших классах,
Кстати
По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии России Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50% тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70%, а к восьми — 90%. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия. То есть во 2–3 классе. Однако за реализацию одаренности почти всегда приходится платить.
Автор: Михаил Попов
По материалам dnews.donetsk.ua
Комментариев (0)
Сколько пьем мы молока и для чего?
здоровьеО молоке можно говорить долго. Издавна этот продукт считается прекрасным вариантом поддержки здоровья своего организма. Он насыщает наш организм таким важным белком, а походные от него продукты (творог, кефир, йогурт) дают нам кальций, улучшают пищеварение, убирают различные проблемы с желудком.
Индиана: пытаясь обогнать поезд, мать погубила двоих детей
здоровьеМать из Индианы так стремилась доехать до железнодорожного переезда раньше идущего параллельно ей поезда, что, когда ей это удалось, она не заметила состав, двигавшийся в параллельном направлении. В результате погибли два ее ребенка.
Детям нужно давать вдвое больше воды
здоровьеВ жаркие дни детям надо давать вдвое больше воды, чем обычно, даже если они не хотят пить.
ОРВИ во время беременности: как лечить?
здоровьеПрактически каждая женщина хотя бы раз за свою жизнь проходит через беременность. Это очень серьезный и ответственный период нашей жизни, когда мы отвечаем не только за свое здоровье и свою жизнь, но и за жизнь и здоровье растущего и формирующегося в нас организма. Но, к сожалению, невозможно на 9 месяцев полностью оградиться от окружающего мира и сидеть под колпаком. Как быть? Мы обратились за советами к доктору.