Каждое наше гуляние заканчивается сплошными скандалами. Вадик обожает играть в песочнице, его просто невозможно вытащить оттуда. Когда вытаскиваю и домой веду — такой вой поднимает, что перед людьми неловко. Я сама
Если ребенок домой не идет, значит, ему хорошо гуляется. Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на непокорного малыша. Сначала — порадуйтесь тому, какой ваш малыш деятельный и энергичный, и только потом приступайте к эвакуации капризного чуда из той же песочницы. «Прирос» и уходить не желает? Попробуйте не выдергивать малыша, как редиску из грядки, а, проявив смекалку и выдумку, домой малыша
Скорая помощь
Что делать? Нервы беречь.
Способы завлечь и увести
Дайте ребенку возможность выбирать
Воспользуйтесь тайным приемом родителей — «выбор без выбора». Например, вы не спрашиваете, будет ли он собирать свои песочные принадлежности (это само собой подразумевается). Вы говорите: «Формочки положим в пакет или в ведерко?» Не выясняете, хочет он отправляться домой или нет, а уточняете: «Ты сам из песочницы выберешься или тебе помочь?», «Пойдем по этой дорожке или по той?» Таким образом вы переключаете внимание ребенка с того, что он должен сделать обязательно (а ему не хочется), на решение проблемы: а что для меня выгодней? Он может выбирать сам, и выбирает, и ему некогда сопротивляться.
Переключите детское внимание...
...с не
Дети так устроены, что вечно
Почему? Ребенок не желает делать
Сделайте так, чтобы он
Чтобы такое дело (и все, о чем дальше расскажем) у вас получилось, необходимо:
а) действовать уверенно, спокойно и доброжелательно;
б) учитывать возрастные особенности (как всегда).
Причем «б» тут самое главное. Если вы вовремя вспомните и учтете пункт «б», то и «а» само собою получится.
Итак, в чем особенности разыгравшейся детворы столь мелкого возраста?
Маленьким детям весьма сложно переключаться с одной ситуации на другую, с одного вида деятельности на другой (особенно если эти ситуация и деятельность для него интересны).
Поэтому не вступайте с малышом ни в какие споры, ничего не старайтесь объяснить и доказать, а просто скажите: «Нам пора, пойдем» — и предложите
Вы не лишаете ребенка интересной игры, вы предлагаете замену — и тоже интересную — так зачем же ему сопротивляться?
И еще. Вы, как обычно, говорите своему деловому товарищу: «Ванечка, пойдем домой!», а Ванечка не желает? Значит, для начала эти слова лучше вообще пропустить.
Если ребенок ушел в игру с головой, включайтесь в игру и вы. Пофырчите, как паровозик, и протяните своему малышу поясок или шарф, предложите: «Цепляйся скорее, поехали, вагончик,
Сначала — отвлечь и извлечь из песочницы и лишь по дороге ему сообщить, что вы домой направляетесь.
Это важно: день за днем, раз за разом уводить домой без слез и рыданий. Тут самое главное, чтобы дурная привычка — бунтовать (и реветь, и сопротивляться), когда пора домой отправляться, — не закрепилась.
Впрочем, каждый день паровозиком не наездишься, так что предлагаем вам другие варианты бесконфликтного увода.
Играем и направляем, или 8 способов увести за собой
Способ первый. Сюрприз на веревочке
Возьмите с собой на прогулку веревочку или длинный шнурок. Привяжите к нему
А зачем веревочка, спросите вы, если и так заинтересуется? Да чтобы домой идти было интересней: тянешь за собой веревочку, а «эта штука» едет за ней и гремит.
Выбирайте момент, когда ребенок
Способ второй. Сюрприз из кармана
Тактика та же, только интересную штучку никуда не привязываете, а просто достаете и ею любуетесь (играетесь) так, чтоб малыш увидел и слюбопытничал: чем это там мама заинтересовалась?
Способ третий. Заманивание
(Не путайте с уговорами и обещаниями!)
Если ваш дом из песочницы виден, показываете на окошко и говорите: «Ой, что это там такое?
Не настаивайте поначалу и не заставляйте малыша самому убирать игрушки! Это для него тяжело:
Способ четвертый. Смотри, смотри...
Вариант предыдущего, он особенно хорошо действует на совсем маленьких карапузиков. Просто берете на ручки (если выворачивается — внимания не обращаете) и, указывая
Способ пятый. Сорочий
Малыши, как сороки, падки на яркое и блестящее. Покажите ему такое — через бортик песочницы, он потянется, переступит — и никаких беспорядков не будет. Особенно если с этим ярким/блестящим позволено поиграться.
Способ шестой. Кто быстрее
Устраиваете соревнование: «Кто быстрее соберет игрушки в это ведерко? Кто быстрее найдет совочек?» и т. п. Главное тут — не акцентировать внимание малыша на том, что «пора уходить». Акцент делаете на интересном занятии.
Способ седьмой. Помоги мне, пожалуйста!
Детишки обожают чувствовать себя полезными и нужными — вот и воспользуйтесь этим. Вариантов тут много: «Я забыла дорогу домой», «Ой, какая тяжелая сумка, без тебя не донесу» и т. п.
Способ восьмой. Домашняя песочница
Малыш, вероятно, очень любит игры с песком. (Между прочим, это хорошо: песок уважают и психотерапевты, так как игры с ним помогают решать многие психологические проблемы у детей и взрослых.) Предложите ему набрать полное ведерко и отнести его домой. Дома высыпьте в широкий низкий тазик, подстелите клеенку — и пусть играет. На первых порах последите, чтоб песок не растаскивался по квартире. Это сделать просто: разрешаете играть только в «домашней песочнице». Даже если малыш посопротивляется, настаивайте на своем — и очень быстро он примет ваши нормативы. (Дети уважают определенный порядок и правила, нужно только поначалу их к правилам приучить.) Тут главное — самой на первых порах не поддаться и четко обозначить, что можно, чего нельзя.
Итак, вы поняли принцип: если отвлекаете от интересного дела — предложите
Принцип взаимовыгодного обмена приятен и справедлив — и для малышей, и для тех, кто постарше.
Что совершенно не помогает, если вы обращаетесь к малышу:
1. Взывание к совести (такая категория, как «совесть», им еще неизвестна). До чужих (в том числе и ваших)
проблем дела им пока нет никакого.
2. Стыдить, говоря «Какой плохой мальчик...». Показывать, как другие делают («А вот Ванечка маму слушается...»). Сделает неожиданные для вас выводы: Ванечку любит, а меня не любит. Поскольку ваша любовь для ребенка важнее всего, он всегда в глубине души боится, а вдруг не любят. Так что многие воспитательные меры детьми воспринимаются как нелюбовь или непризнание его хорошим, что тоже очень тяжело для детки.
Посмотрим поглубже
Вы помните, что сейчас для вас главное и ради чего заводится вся эта канитель? Не дать сформироваться дурной привычке: ныть и сопротивляться, а дома — рыдать. Вот вы без воплей увели малыша из песочницы — считайте, полдела сделано. А теперь делаем вторую половинку.
Подумайте вот над чем: а может, он из опыта знает, что дома ему будет скучно — скучно,
Почему малыш дома плачет? (Малыши быстро забывают о своих неприятностях, и, если рев слишком долог, вероятно, это намек на то, что дома для него неприятности продолжаются.) Подумайте и постарайтесь понять: что может тут, в родной квартире, его не огорчить, а обрадовать?
Огорчает: мамина сердитость (и другие негативные эмоции), скука,
Радует: мамино доброе настроение, интересное дело (игра, например, в «веселые раздевалки»), встреча с
Стойкий оловянный солдатик
Бывает и так. Вы сумели отвлечь малыша, повести домой, но по дороге он вдруг опомнился и потянул вас обратно. Вы не идете — и тогда ваше чудо начинает вести себя просто чудовищно.
Такое случается от усталости.
Или — другая причина: такое случается по привычке. Малыш привык, что, если хорошенько поплачет, мама его пожалеет и... Такие капризы — увы, несимпатичный сигнал уже о распущенности.
Что делать вам? Настоять на своем. Нет, не
А если хныканье все сильнее и сильнее, если малыш начинает драться, плеваться, закатит истерику? Такие чрезмерные капризы лучше всего
Что можно сделать
1. Отказать во внимании.
Лишить хулиганствующего малыша контакта с собой: зрительного: не смотреть; тактильного: не трогать, не гладить; слухового: вы не слышите и не говорите ему ничего. Вы просто стоите и ждете. Спокойно. Всем своим видом показывая, что вам до этого (того, что он сейчас вытворяет) дела нет. И так до тех пор, пока вредность его не закончится.
А теперь — самое важное! Как только малыш прекратил свои безобразия, сразу же:
а) верните ему ваше внимание;
б) ведите себя так, как будто ничего не произошло.
Это даст ребенку почувствовать разницу: что такое «хорошо» и «плохо», когда он ведет себя недопустимо, а когда — правильно. Насколько бы странным это ни казалось, есть дети, которые этого не различают!
2. Обнимите, пожалейте, скажите: «Я понимаю, тебе было плохо...» Ребенок должен почувствовать: любить его вы стали ничуть не меньше. Но вести себя непристойно не позволите.
Насколько действенный этот способ, говорит вот такой пример — рассказ одной замечательной мамы.
У Алинки была такая вредная привычка: чуть что не по ней, ходит за мной, то ревет, то скулит, и голос такой противный, гнусавый делается. Я просто из себя выходила от ее подвываний. Я и объясняла, и бранилась, и наказывала даже — ничего не помогает. Да и как накажешь ребенка всерьез, если он и так плачет? Даже в ванной закрывалась: «Все, — говорю, — больше не выйду, пока
И вот однажды она меня так допекла, что я... отключилась. Решила не обращать внимания. Взяла вату, заткнула уши и пошла посуду мыть.
Теперь я всегда делаю так. Как ныть начинает — ухожу. Подходит, ноет — не обращаю внимания, на вопросы не отвечаю. А как только
Когда эту тактику нельзя применять:
- Когда ребенок воздействует не на вас, а на
- Когда ему угрожает опасность. Например, у дороги (даже если по ней в эту минуту не мчатся автомобили), в жаркий день на пляже (когда малышу угрожает солнечный удар) и в тому подобных ситуациях.
Впрочем, вы и сами это конечно же понимаете: в таких — потенциально опасных — ситуациях необходимо сразу же:
- запретить и остановить;
- заставить сделать как надо.
Никаких уступок и уговоров быть не может! Даже если придется хватать в охапку и тащить под осуждающие взгляды прохожих — хватайте и тащите.
Впрочем, дело до подобного редко доходит, если вы хорошо чувствуете своего малыша.
Как зазвать ребенка постарше
Если вы на прогулке вместе
Предупредите заранее, дайте ребенку доиграть. А чтобы это «доигрывание» не длилось до бесконечности, обозначьте временные рамки.
Детям постарше можно назначить конкретное время («Еще десять минут — и заканчивай»). Но при этом непременно покажите ребенку по часам, когда домой отправляться, и вместе засеките время. Вот тогда повода для препирательств не будет.
Вы можете сориентировать ребенка иначе. «Когда солнце спрячется вон за ту крышу...» или «Когда тень от этой ветки дотянется вот сюда — мы идем домой».
Если ребенок гуляет самостоятельно
- Договаривайтесь заранее. Говорите четко: когда, во сколько домой возвращаться.
- Если есть лазейка — не сомневайтесь, ребенок ее обязательно использует. Поэтому постарайтесь сделать так, чтоб во времени он ориентировался и не ссылался на то, что «я не знал, что уже шесть вечера!»
.
- Или взять с собою часы, или мобильный телефон, или спрашивать у соседей на лавочке — решите это заранее: как ребенок будет во времени ориентироваться.
- Сделайте так, чтобы ребенок не сомневался: вы в курсе и провести вас просто так ему не удастся.
И опять мы об этом, об очень важном: делайте акцент на хорошем. Замечайте почаще, когда ребенок ваш поступает, как следует поступать, — правильно, вежливо и культурно, — и говорите ребенку об этом вслух!
Вот рассказ одной мамы, которая нашла
Олежек взял такую моду — приходить с улицы позже, чем обещал, хоть на немного, но задержится. Я в окошко гляжу, уже темнеет, а его все нет, волнуюсь, переживаю, а как появится, так и ругаться начинаю. Он извинится, да толку что,
Потом меня осенило. Подумала: сколько можно замечания делать? И сделала все наоборот. Как было? Задержится — я говорю, придет вовремя — помалкиваю — а что, ведь так и должно быть!
И сделала я наоборот.
И вот раз пришел он вовремя. Я ему и говорю: «Как я рада: ты пришел! Садись ужинать».
Смотрю, на другой день вечером по телефону звонит: «Мам, я задержусь немного, ладно?» «Ладно, — говорю, — спасибо, сынок, что предупредил, я волноваться не буду». И ведь помогло, когда я стала
Теперь я всегда стараюсь так делать.
Я просто вылавливаю хорошие моменты и говорю ему. И знаете, помогает. Он мне даже недавно комплимент сделал: «Ты, говорит, классная у меня, мамуль, все понимаешь».
Автор: Зapяна и Нинa Нeкpacoвы
По материалам adalin.mospsy.ru
Комментариев (0)
Приучать малыша есть самостоятельно следует уже с года
образование и развитиеКаждая мама заботится, чтобы ее малыш был сыт. Поэтому, если у крохи плохой аппетит, она кормит его с ложечки, рассказывая сказки, всячески уговаривая. И малыш привыкает к такому положению вещей. А ведь приучать ребенка есть самостоятельно педиатры и психологи советуют примерно с года и до полутора лет. Тогда в два он уже будет уверенно уплетать свои порции. Если ваш малыш уже перерос этот период, а вы все продолжаете кормить его с ложки, следует перебороть себя и позволить ему стать самостоятельным.
Дети-зазнайки пасуют перед трудностями
образование и развитие
Может ли мысль о том, что вы принадлежите к элите, улучшить ваши учебные или спортивные результаты? Отнюдь, — считают ученые из США, которые решили выяснить, влияет ли гордость за свой статус на успехи детей.
В мире растет число детей, не умеющих считать
образование и развитиеВ мире растет число детей, не умеющих считать. По мнению экспертов, если лечению дискалькулии не уделять должного внимания, то через пару десятков лет планету ожидает глобальная финансовая катастрофа.
Виктор Ющенко намерен серьезно взяться за украинскую молодежь
образование и развитиеПрезидент Украины Виктор Ющенко заявляет о том, что уже в 2010 году украинский выпускник должен иметь диплом, который будет признан во всем мире. Об этом он сказал 16 ноября в ходе встречи со студентами и