Не все шестилетки способны выдержать школьную нагрузку

Не все шестилетки способны выдержать школьную нагрузку
 27.08.2008

Как и положено, на школьной линейке папы, мамы и бабушки будут умиляться тому, как быстро вырос ребенок — вот уже пошел учиться. И многим из них невдомек, что как раз не вырос: почти половина шестилеток просто не готовы к школьному обучению, и вовсе не потому, что дети мало знают, просто они не достигли, говоря языком специалистов, школьной зрелости. Но родители не желают этого замечать и считают, что чем больше нагрузить ребенка, тем успешнее он будет грызть гранит науки.

В первый класс

Удивительно, но середнячки сегодня в дефиците! В школу отправляются либо дети, которые уже умеют читать, писать и считать, либо малыши, которые даже не приступали к знакомству с алфавитом. Практический психолог детского отделения Крымской республиканской психиатрической больницы №1 Надежда Онищенко пояснила «1К», что перед поступлением в школу дети, как правило, проходят некую проверку. Проводить какое-либо тестирование будущих первоклассников Министерство образования Украины запретило еще три года назад. Школы его и не проводят, мероприятие называется как угодно: собеседование, знакомство с будущим школьников, оценка начальных навыков и т.п. По его результатам ребенка и определяют в тот или иной класс.

Тем не менее в одном классе все равно собираются дети с разным уровнем подготовки, а первые полгода посвящены азам — алфавиту, счету. В итоге отстающие подтягиваются, а успевающие... теряют интерес к учению. А во втором полугодии уже идет освоение программы. И «продвинутые» дети начинают отставать. Родители недоумевают, ведь раньше успехи были гораздо лучше, и давят на них.

Немало специалистов выступают против того, чтобы отправлять в школу детей с 6 лет. Вспомните, ведь сначала, когда речь шла только о возможности приема шестилеток, непременными были условия, к которым они привыкли в садах: игровые комнаты, кровати, питание. Их и создавали. Но сохранить не смогли — жесточайший дефицит мест в детсадах выдавил оттуда первые классы, а в самих школах для специальных классов не оказалось места. «В современном законодательстве, я имею в виду «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», четко сказано, что если к началу учебного года ребенку менее 6,5 года, то он может поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс только в том случае, если образовательное учреждение располагает необходимыми условиями, — констатирует Надежда Онищенко. — Сейчас, если говорить о Симферополе, только в двух школах сохранились условия для первоклашек-шестилеток. Остальные с ходу вступают в «самостоятельную жизнь».

Да, формально никто не заставляет отдавать ребенка в школу с 6 лет, а куда его девать, если он именно в это время (а то и в 5,5 — 5,8 года) оканчивает старшую группу детсада? Не у всех есть возможность еще год продержать его дома. Психолог советует в таких случаях лучше два года подержать его в яслях или младшей группе, чтобы он «выпустился» уже в 7 лет. А вот два года в подготовительной сидеть не стоит — это только навредит ребенку.

«Стыдные» болезни

А ведь у первоклашек немало и других забот, например, кого-то еще в саду записывают в группу иностранного языка. Родителям очень льстит, что их малыши уже обучаются английскому, на самом же деле эта система обучения основана на запоминании слов, и в школе эти навыки никак не пригодятся. А еще есть спортивные кружки, танцевальные и прочее, прочее. Редко в какой семье не надеются вывести сына или дочь в звезды, потому и отдают, например, на хореографию или гимнастику косолапеньких, с плохой осанкой и координацией. А тренерам интересно не выправлять недостатки, а отыскать таких ребятишек, которые в ближайшем будущем смогут завоевывать призы...

И в итоге давление и нагрузка на ребенка оказываются такими, что у первоклашек начинаются неврозы, у некоторых детей нервный тик, энурез, ночные кошмары, усталость такая, что после школы они ложатся спать и просыпаются поздно вечером. Это все симптомы довольно серьезных заболеваний. «Не поверите, но чуть ли не в каждом классе младшей школы отыщется семь-десять, а то и больше детей, которым необходима помощь психологов или даже психиатров, — констатирует Надежда Онищенко. — Но большинство родителей или рассчитывают, что все само как-то утрясется, или... стыдятся обращаться к специалистам, не приходят, даже когда им обрисовывают проблему и ее последствия. Такая вот «страусиная политика». Они уверены, что после такой консультации или назначенного курса лечения на ребенке останется клеймо дурачка, ненормального, хотя в этой сфере медицинская тайна соблюдается очень строго».

Точно так же родителям стыдно бывает забрать ребенка из первого класса, даже когда они видят, что нагрузка для него непосильная.

Не требуйте многого

Облегчить вхождение первоклашки в золотую школьную пору не так уж трудно. Прежде всего нужно еще в саду тесно общаться с воспитателями и психологом, но не просто на уровне «как там мой малыш?» — «замечательный, хорошо себя ведет». Необходимо спрашивать о том, как он ведет себя на занятиях, сколько времени может сосредотачиваться, насколько хорошо ладит с детьми, в чем его слабые стороны, на что обратить внимание, следует рассматривать его поделки, рисунки, упражнения. И уже исходя из этого решать, в каком возрасте отдавать ребенка в школу.

В первом классе не нужно требовать от малыша многого. Можно попросить у учителя перечень того, что должен знать и уметь ученик по итогам каждого полугодия, и по нему следить за успехами ребенка. Не стыдить его, что другие дети учатся лучше, не заставлять подолгу просиживать за уроками. Между прочим, доказано, что самая устойчивая категория детей, которые к окончанию школы лучше сохранили физическое и психическое здоровье, — троечники. Они же оказались и самыми социально активными, коммуникабельными, легко адаптирующимися во взрослой жизни. Объясняется это просто: они не перегружались, не стремились к лучшим результатам в соревновании, больше общались со сверстниками.

Надежда Онищенко советует именно в первом классе избавить школьника от кружков и секций, чтобы он не слишком уставал. Если в ребенке очень рано определены хорошие спортивные задатки и им уже всерьез занимаются, потому нежелательно делать перерыв, родителям нужно осознать, что это вряд ли будет совместимо с отличной учебой, и не стоит этого требовать.

Очень внимательно в это время нужно отнестись и к физическому здоровью: если у первоклассника поднимается по вечерам температура, а респираторные заболевания стали частым явлением, это говорит о том, что организм реагирует на большие нагрузки снижением иммунитета. Немало родителей стремятся к тому, чтобы дети учились в престижных учебных заведениях — гимназиях, лицеях, где программа еще обширнее. Как правило, их предупреждают: подумайте, выдержат ли они? Папы и мамы уверены, что не такое уж и трудное это дело, учеба, и без колебаний делают выбор за ребенка. И очень удивляются, когда из школы он выходит с букетом болезней.

По материалам president.org.ua

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Сколько стоят репетиторы в разных странах мира

Сколько стоят репетиторы в разных странах мира
образование и развитие

Во многих странах мира родители тратят на дополнительное образование детей огромные суммы. Социологи выявили интересную зависимость: чем более неустойчиво финансовое положение страны, тем больше денег родители тратят на репетиторов.

Врачи рекомендуют родителям не загружать и больше хвалить школьников

Врачи рекомендуют родителям не загружать и больше хвалить школьников
образование и развитие

После первой недели учебного года многие ученики начинают жаловаться на усталость, отсутствие аппетита, это может сопровождаться также болезненными состояниями. Медики называют такие проявления «синдромом 7 сентября».

Чем мама может «сломать» психику своему ребенку

Чем мама может «сломать» психику своему ребенку
образование и развитие

Оказывается, даже самый родной и близкий человек может напрочь сломать психику своему ребенку.

Українські школярі вивчатимуть зарубіжну літературу по-новому

Українські школярі вивчатимуть зарубіжну літературу по-новому
образование и развитие

Пауло Коельо, Стівен Кінг та Боб Ділан — від 1 вересня учні 10–11-тих класів матимуть нову програму із зарубіжної літератури. Створювали її всі разом: учителі, науковці, діти, батьки. Творці запевняють — вона стала цікавішою, демократичнішою і розвантажить учнів. Але з'явилося чимало критики та обговорень новацій серед учителів та батьків.