Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил многих молодых родителей крупных городов. Все вдруг озаботились обучением чтению с двух лет, английским языком и музыкой — с трех, дальше по нарастающей: драмкружок, кружок по фото, хореография и так далее...
Вероятно, широкий размах этого бедствия связан с тем, что подросла генерация неработающих мам с большими амбициями. Обычно это образованные женщины от 25 до 30 лет, которые или вкладывают в своего единственного ребенка все то, что они сами недополучили в детстве, или реализуют таким образом творческую энергию. Свою энергию. Бывает и наоборот. Работающие мамы боятся, что
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Десять лет назад, когда только появились кубики Никитина, развивающие игры, это было так здорово, так ново! И мамы, получившие отпуск на три года, с увлечением бросились в это играть. Поначалу от идеи раннего развития была одна сплошная польза. Пока это не стало модным.
В чем состоял принцип раннего обучения и развития? Играя, обучать потихонечку детишек английскому — в песенках, лепке — с кукольным театром, чтению — по вывескам. Именно в игре, так как задача была — не обучить детей предмету, а показать многообразие мира, научить получать удовольствие от интеллектуальных и творческих занятий, пообщаться с собственными детьми.
Но жестокая «тетя Мода» потихоньку набирала обороты, и вот уже на голову ребенка обрушиваются бесконечные, многочисленные курсы и занятия. Мамы удивлялись: почему малыш плачет и не хочет идти на занятия? Он и так устал после садика, ему домой хочется, к маме, к своим игрушкам, к телевизору, в конце концов. А его тащат на
Принцип червяка
У Дейла Карнеги встречается очень доходчивый образ: «Когда вы идете ловить рыбу, вы насаживаете на крючок червяка. Хотя лично вы предпочитаете клубнику со сливками. Но рыба любит червяков, поэтому вы предлагаете ей червяка, а не клубнику».
Давайте скажем честно: все дополнительные занятия (в большинстве случаев) тешат честолюбие родителей. Да, конечно, встречаются дети с ярко выраженными способностями и потребностями. Эти способности надо развивать, холить и взращивать. Но большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Стандартная программа средней группы детского сада включает в себя лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение, природоведение и физкультуру. В некоторых садах есть еще платные уроки иностранного языка и ритмики. Для маленького человечка это уже немало.
Детеныш не понимает, что иностранный язык необходим для его будущей карьеры. Он любит эти уроки потому, что учительница молодая и красивая («клубника со сливками») и ласково с ним разговаривает. Или не любит — если учительница не нравится.
У детей должно быть детство
Беззаботное детство, наполненное покоем и радостным ожиданием нового дня. Игрушки, машинки, скакалочки и салочки. Со сказками, прочитанными на ночь мамой, не потому, что так надо, а потому, что так сладко сидеть у мамы на руках и не бояться. Впереди долгая жизнь, и всю эту жизнь предстоит учиться. А детство промелькнет быстро, и пусть останутся об этом детстве чистые, светлые воспоминания. Если этого нет, дети, напичканные всевозможными знаниями и навыками, но обделенные родительским вниманием и любовью, рано или поздно попадают к детскому психологу. С жалобами на энурез, плохой сон, необщительность. Неконтактные, зажатые, прекрасно обученные дети. Не лишайте их такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать
Конечно, все желают своему чаду только самого лучшего. Оставить ребенка в покое, чтобы он рос «как трава», — тоже не лучший вариант. Другое дело, что заниматься с ребенком есть смысл ради его благополучия, а не для того, чтобы было что предъявить друзьям и знакомым. Ребенку нужно, чтобы вы помогли ему развиваться в его собственном темпе и сами принимали деятельное участие в его развитии. Ведь воспитание, в конце концов, означает не воздействие, а взаимодействие, сотрудничество с ребенком. И самое главное в нем — это не притупить природную любознательность ребенка и отвечать на все его вопросы. Не страшно, если ребенок научится читать, только пойдя в школу в семилетнем возрасте. Хуже, если он еще до школы потеряет интерес к обучению как к деятельности, которую ему навязывали с самого рождения. Ведь дело не в том, сколько и чего будет знать малыш, а в том, каким он вырастет — любознательным и творческим или озлобленным занудой, который много о чем слышал, но ничего не хочет.
Недостатки «раннего старта»
В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным сегодня является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.
Мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.
Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.
У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чтобы этого, не дай Бог, не случилось с вашим ребенком, не забывайте, что он
Практические советы родителям
Для того чтобы родители не увлекались чрезмерно слишком ранним и чересчур «всесторонним» развитием своего чада, психологи советуют им соблюдать нехитрые правила. Вот некоторые из них.
Не превращайте успехи малыша в повод продемонстрировать перед знакомыми его необыкновенные способности. Из этого он вынесет одно: я занимаюсь не потому, что мне интересно, а для того, чтобы удивить маминых подруг.
Не гонитесь за модными рамками Монтессори, кубиками Никитина и т.д. Может быть, начать стоит с обычной детской пирамидки и деревянного конструктора — ведь это тоже развивающие игры.
Сегодня существует масса развивающих методик, но вовсе не обязательно следовать принципам единственной. Выберите в каждой то, что близко и понятно вам и интересно малышу.
Решив заняться ранним развитием, не скупайте подряд все пособия. Пусть ребенок сначала освоит
Никто вам не скажет, в каком возрасте вашего ребенка надо учить цветам или цифрам. Только вы сами можете решить, с чего начинать занятия. Главное — не переусердствуйте и не перегрузите малыша знаниями, а двигайтесь вперед постепенно — от очень простого к простому, от простого — к чуть более сложному.
Откажитесь от соблазна выделить для «развития» определенное время. В этих занятиях регулярность — не самое главное. Гораздо важнее для них хорошее настроение родителей и малыша, увлеченность и желание «развиваться». Прислушайтесь к ребенку, который вдруг увлекся только буквами или только складыванием кубиков. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию.
Не настаивайте на занятиях, если ребенок поглощен игрой в куклы или машинки. А если вас именно сейчас обуял развивающий зуд, попроситесь в его игру.
Самая лучшая «методика» развития — общение. Ваши занятия будут односторонними, если между ними вы не будете говорить с ребенком. О чем? Да обо всем на свете...
По материалам www.ladyboss.com.ua
Комментариев (0)
С 1 сентября школьникам на физкультуре изменят нормативы
образование и развитиеМинистерство образования решило уменьшить требования к школьникам на уроках физкультуры. Как отметил начальник совета руководителей общеобразовательных учреждений Оксана Бугакова, теперь на физкультуре нет нормативов.
Дети решат, на каком языке им учиться
образование и развитиеМинистр образования Дмитрий Табачник отметил, что как родители, так и их
Дети лучше относятся к родителям, уважающим их самостоятельность
образование и развитиеУченые из Университета Миссури США, в ходе нового исследования доказали, что качество отношений между матерью и ребенком во многом определяет социальное, эмоциональное и академическое развитие последнего. В ходе работы ученые не только отметили необходимость автономии для развития ребенка, что уже доказано в ходе предыдущих работ, но и обратили внимание на то, что чем больше уважения проявляют родители к этой автономии, тем лучше к ним относятся дети.
В Украине хотят запретить репетиторство
образование и развитиеУкраинские власти, как и два года назад, озаботились вопросом частных уроков, которые школьные учителя дают своим ученикам. Министр образования и науки Лилия Гриневич назвала эту практику неправильной, поскольку она создает прецедент для конфликта интересов.