Если ребенок не слушается, что делать?

Если ребенок не слушается, что делать?
 17.11.2010
Дело поправимое, но предстоит специальная работа. Непослушных детей часто обвиняют, пытаясь найти в них плохой ген, злой умысел и т.п. На самом же деле, в группу «трудных» обычно записывают детей высокочувствительных, ранимых.

Реагируя гораздо импульсивнее, чем более устойчивые дети, под влиянием нагрузок, они «скатываются с катушек» под влиянием возникших жизненных трудностей. Причины — в глубине психики ребенка. Причины эти эмоциональные, и их надо знать.

Первая — борьба за внимание. Не получая должного количества внимания, так необходимого для успешного развития ребенка, для его благополучия, способ получить внимание наверняка — непослушание. Лучше такое внимание, чем никакого.

Вторая причина — протест против чрезмерной власти, опеки родителей — борьба за самоутверждение. Требование «я сам» двухлетнего карапуза сохраняется на протяжении всего детского периода, резко обостряясь в подростковом возрасте.

Дети чрезвычайно чувствительны к ограничению, ущемлению этого стремления. Если критика и приказы резки, а советы и замечания произносятся слишком часто, — ребенок восстает. Упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл всего этого — отстаивание права решать свои дела самому.

Третья причина — желание просто отомстить. Дети часто бывают обижены на своих родителей. Причины? Различны. От невыполненных обещаний до развода родителей. В данном случае смысл плохого поведения — «Вы причинили мне боль, пусть и вам будет плохо».

И, наконец, четвертая причина — отсутствие веры в себя, в собственный успех. У ребенка не получается в какой-то одной области жизни, а разочарование происходят совсем в другой. Накопив неудач и поруганий в свой адрес, он приходит к выводу: «Зачем что-то делать, все равно ничего не получится». Это в душе, а поведением покажет: «Мне все равно», «Да, плохой», «Ну и что, буду плохим». Стремления ребенка вполне закономерны и положительны. Они говорят о желании быть успешным, выражают естественную потребность в уважении и признании личности ребенка, потребность во внимании, ласке и заботе со стороны родителей. Беда «трудных» детей в том, что эти потребности нереализованы, и они страдают от этого и от стараний наверстать эту нехватку способами, которые неспособны ничего восполнить. В чем же «неразумность» таких ребят? Да просто в том, что они не знают, как это сделать по-другому. Следовательно, каждое серьезное нарушение поведения ребенка — это сигнал, просьба о помощи.

Возникает ключевой вопрос: что же делать дальше, когда разобрался, какая из ситуаций соответствует вашему случаю? Во-первых, постараться не реагировать так, как привык и ждет от вас ребенок, тем самым разорвав этот порочный круг, и только после этого переходить к позиции помощи. Помощь в каждом случае, естественно, разная.

Если дело в борьбе за внимание — покажите ваше положительное внимание к ребенку.Этому способствуют прогулки, совместные занятия, игры. В этот период оставляйте без внимания его привычные непослушания. Пройдет немного времени, и надобность в них отпадет сама собой.

Если причина столкновений — борьба за самоутверждение, то, напротив, умерьте свой гиперконтроль над делами ребенка. Для детей чрезвычайно важно накапливать свой собственный опыт. Это касается как решений ребенка, так и его неудач. Воздержитесь от тех требований, которые, как вы знаете по своему опыту, он не исполнит. Напротив, не оспаривайте его собственное решение, а договоритесь с ним об условиях его выполнения и обговорите детали. Но особенно выручит вас осознание, что своеволие и упрямство ребенка — всего лишь форма мольбы: «Дайте же мне, наконец, жить своим собственным умом».

Вы испытали обиду — задайте себе вопрос: что вынудило ребенка причинить ее вам? Какое переживание он испытывает сам? Чем вы могли обидеть его? Поняв причину, необходимо устранить ее.

Однако, наиболее тяжелая ситуация у родителя, который отчаялся, и у ребенка, потерявшего веру в свои силы. Разумное поведение родителя в этой ситуации — перестаньте требовать полагающееся поведение. Обнулите свои ожидания и претензии. Ищите доступный для ребенка уровень задач, и двигайтесь с этого начального плацдарма вперед вместе со своим ребенком. Выходите из тупика вместе с ним. Одновременно не допускайте по отношению к нему никакой критики. Поощряйте, отмечайте самый небольшой успех ребенка! Подстрахуйте его, поговорив со взрослыми, которые его окружают в школе. Первые же успехи окрылят его.

И в заключение. Не стоит ожидать, что вашими стараниями вы с первого же дня достигнете победы. Вам потребуются терпение и время. Основные усилия необходимо направить на переключение свих отрицательных эмоций (раздражение, гнев обида, отчаяние) на созидательный конструктивный образ действий. В определенном смысле придется трансформировать самого себя. Может оказаться так, что ребенок не сразу поверит Вам и в искренность ваших замыслов, и проверкой с его стороны будет усиление непослушания, но вы должны — просто обязаны — выдержать и это серьезное испытание. Верьте в себя, и удачи вам!

По материалам www.allwomens.ru

Комментариев (0)

Осталось 360 символов

Война за чистую воду для детей

Война за чистую воду для детей
образование и развитие

Иск в Краснодонский суд против отдела образования райгосадминистрации подала заведующая детсадом «Зайка», чтобы отвоевать для детей чистую воду.

Дети индиго

Дети индиго
образование и развитие

Подвижный, неуправляемый и непослушный, это качества присущие детям нового поколения, индиго. Многие родители узнают в этом описание своих детей. И конечно эти дети очень умные, а для нас родителей, наши дети — самые, самые. Главное отличие обычных детей от детей индиго не умственные и физические способности, а цвет ауры. А увидеть это невооруженным глазом могут далеко не все.

В белорусской школе опечатали розетки

В белорусской школе опечатали розетки
образование и развитие

В школе искусств города Могилева для экономии электроэнергии опечатаны розетки. По решению директора Нины Саленкиной, в школе запрещено пользоваться чайниками и заряжать мобильные телефоны.

Дети становятся эгоистами из-за денег?

Дети становятся эгоистами из-за денег?
образование и развитие

Исследователи из Соединенных Штатов Америки выяснили, что дети, имеющие доступ к значительным объемам денежных средств, вырастают, как правило, эгоистами. Впрочем, неудивительно, ведь если деньги способны портить и взрослых, то их разрушительное действие на сознание ребенка только усиливается.