Каждая заботливая мамочка хочет, чтобы её драгоценное дитя было здоровым и полным энергии. Для этого ей необходимо позаботиться о правильном закаливании своего ребёнка. Советы
Жить в гармонии с окружающей средой не представляет труда для человека сильного и крепкого от природы. Он не будет осложнять свою жизнь бесчисленными вопросами, а будет решать проблемы по мере их поступления. Промочил ноги — переодел сухую обувь; замёрз на улице — дома выпил горячий чай; нужно проветрить комнату — смело распахнул окно в морозный день, жадно вдыхая свежие воздушные потоки полной грудью! Свобода действий и психологический комфорт, не правда ли? И что самое важное — крепкая иммунная система... «Здоровому всё здорово!» — гласит народная мудрость.
Но в жизни чаще происходит так: сердобольная бабушка натягивает на малыша два свитера, завязывает ему мордашку шарфом, и во время прогулки постоянно покрикивает: «Не бегай, а то заболеешь!» Домой она приводит вспотевшего в нескольких слоях одежды ребёнка, не выплеснувшего энергию на улице — он неохотно и без аппетита ест, затем ворочается и не может уснуть... И в результате заболевает от того, что дышал на морозе влажным воздухом (он же был укутан в шарф — а это замечательный способ быстро получить кашель!).
Механизмы иммунной защиты являются объектом заслуженного внимания, они сложны и разнообразны. Мы смотрим в будущее с надеждой уберечь ребёнка от серьёзных инфекций, когда ведём его на профилактическую прививку — это формирование искусственного иммунитета. А вот о факторах естественного иммунитета часто забываем.
Одним из важнейших факторов естественного иммунитета является барьерная функция кожи и слизистых оболочек. Учитывая
Являясь одним из разделов гигиены физической культуры, закаливание стало важнейшим
Пользу от проведения закаливающих процедур переоценить трудно. Но, в силу различных обстоятельств, методично заниматься этим полезным делом удаётся далеко немногим. То настроение неподходящее, то времени нет... Некоторым людям трудно решиться. Другие, с лёгкостью принимая всякую новизну в своей жизни, так же легко теряют к этому интерес и прекращают дальнейшие попытки борьбы за себя.
Давайте вспомним основные принципы закаливания, расположив их по мере значимости и начиная с наиболее важных.
Учитывая прямую зависимость конечного результата от психоэмоционального настроя, первым поставим психологическую готовность ребёнка к встрече с новым в своей жизни понятием — заботой о собственном здоровье. Затея с принудительным началом закаливающих процедур обречена на провал — это должно быть ясно взрослому человеку. Проведите с ребёнком предварительные беседы, расскажите «что это такое», «зачем это нужно лично ему». Удачный тактический приём — смело и решительно продемонстрировать на собственном примере встречу с холодной водой или снегом, не выразив при этом отрицательных эмоций, и непременно почувствуете уважение к себе! Этим уважением будут светиться широко раскрытые глаза ребёнка, когда вы попросите его покрепче растереть вам спину махровым полотенцем. Желание доказать, что он «тоже сильный» зародится в юной душе — с этого момента можете считать, что вы на полпути к победе.
Предположим, что вы успешно начали... И вдруг — нежелание продолжать, резко негативная реакция на уже знакомую процедуру, слёзы. Что ж, вы столкнулись с критическим моментом периода адаптации — психологической усталостью. Ситуацию попробуйте урегулировать следующим образом — измените сложившийся стереотип. Например, перенесите время проведения процедур с утреннего на вечернее. Или купите новое, яркое полотенце. Включите музыку, наконец! Акцентируйте внимание на уже произошедших позитивных переменах: улучшение сна, аппетита, появление румянца на щеках и т.д. Одним словом — окажите психологическую поддержку своему ребёнку и помогите ему расслабиться. Если всё это не помогает — сделайте перерыв на пару дней.
Следующим по значимости принципом закаливания является регулярность проведения процедур, обеспечивающая выработку и закрепление ответных защитных механизмов. Не всем детям подходит «закаливание по расписанию»: здесь подключайте свою наблюдательность, аналитические способности и знание собственного ребёнка. Редкий ребёнок сможет выдержать чёткое расписание процедур — это скучно. И похоже на «выполнение задания». А нужно, чтобы было похоже на игру, соревнование! Если ребёнок не будет получать удовольствие от процедуры закаливания, ему это быстро надоест. Добавьте авантюризма — «знаешь, как здорово будет, если воду сделать чуть холоднее?». И не забывайте его похвалить!
Только никогда не произносите " А тебе слабо так?" — это педагогическая ошибка, бьющая по человеческому достоинству и гордости.
Приступать к закаливанию можно в любое время года и в любое время дня. Логичнее, если вы выбрали утро — время пробуждения организма в целом. Но одному ребёнку это поможет стать бодрее: он даже не захочет растирать тело полотенцем, и будет гонять по дому — голый и счастливый! А другой ребёнок в утренние часы может столкнуться с проблемой «как бы согреться». Здесь зовите на помощь и махровое полотенце, и горячий чай, и тёплые носочки, и шерстяной плед. Возможно, это как раз тот случай, когда мероприятия по закаливанию следует перенести на вечерние часы. Особенности реагирования вегетативной нервной системы детей — то, с чем надо считаться! Не форсируйте события... Здесь мы ненавязчиво подобрались к следующему принципу закаливания — поступательное увеличение силы воздействия. Что это означает?
- начинаем с небольших участков тела (кисти рук, стопы);
- увеличивая площадь воздействия, планомерно добираемся до спины и груди.
- начинаем с непродолжительных периодов (несколько секунд), и определяем оптимальный временной промежуток для сохранения у ребёнка чувства комфорта;
- увеличивая время воздействия, оцениваем ответную физиологическую реакцию (динамика должна быть следующая: пульс учащается, частота дыхания увеличивается — это свидетельствует об адекватности воздействия и ответа).
- температура понижается или повышается;
- скорость движения воздуха увеличивается.
Теперь настало время поговорить об индивидуальном подходе как следующем принципе закаливания. Каждый ребёнок вправе претендовать на индивидуальный подход. Мало того — любой иной подход является принципиально ошибочным. А всякая ошибка снижает эффективность и отдаляет достижение целей. Начиная, например, закаливающие мероприятия в детсадовской группе и знакомя детей с холодной водой, вы должны обратить пристальное внимание на многие нюансы:
есть ли в группе дети, недавно переболевшие или переносящие вирусную инфекцию «на ногах»;
кто из них явно напуган предстоящим мероприятием; нет ли в группе детей с уже отмеченной аллергической реакцией на холод (чаще, в виде «крапивницы»); все ли дети хорошо оделись после процедуры, и т.д., и т.п.
Задача несравнимо упрощается, если вы самостоятельно занимаетесь закаливанием собственного ребёнка: вы всё о нём знаете, многое можно предугадать, избавив его от разочарований, а себя — от ошибок. И всё же — давайте условно разделим детей на следующие группы:
- Практически здоровые
- Имеющие функциональные нарушения
- Имеющие хронические заболевания
- Ослабленные дети (восстановительный период после длительных заболеваний, травм)
- Дети, имеющие противопоказания к конкретному физическому воздействию (солнечные лучи, холод, влажный воздух).
Для детей
Вернёмся ненадолго к физиологии, чтобы с её помощью понять — чего мы ждём, проводя регулярно закаливающие процедуры... При встрече с биологически значимым воздействием организм включает определённый стереотип реагирования — это так называемый безусловный рефлекс. Он закреплён наследственно, и является основой формирования
Вот мы и подошли к следующему принципу закаливания — необходимость проведения процедур в поддерживающем режиме, т.е. постоянно, либо с нечастыми перерывами (не более 10 дней). Дело в том, что регулярно проводимые процедуры обладают эффектом тренировки. Этот эффект поддерживает «жизнь» драгоценного для нас условного рефлекса — адекватно меняющегося тонуса сосудов. Если сделать перерыв более
Следующим принципом закаливания является комплексность применяемых средств. Здесь необходимо отметить, что каждый фактор воздействия целесообразно применять в различных формах (общие и местные). Например, холодная вода: обливания, холодные ванны, полоскание горла... Или снег: ходьба босиком по снегу, растирание снегом... Это существенно разнообразит процесс, что особенно важно для детей, т.к. нам необходимо сохранить интерес к проводимым процедурам на долгое время. Повторим ещё раз, что на фоне положительных эмоций условные рефлексы вырабатываются значительно легче.
Многие авторы, говоря о принципах закаливания, отождествляют понятия «регулярность» и «систематичность». Позвольте нам с этим не согласиться.
Из Энциклопедий...
Брокгауз: «Регулярный (лат.) — правильный, постоянный».
Даль: «Систематичный — ход
О регулярности мы уже поговорили. А понятие систематичности в закаливании становится как бы объединяющим всё вышесказанное. Позвольте предложить следующее определение: систематичность в закаливании — есть соблюдение всех принципов его проведения, с обязательным чередованием общего и местного воздействия, динамичным подбором форм и средств, сочетанием с физическими нагрузками.
Несоблюдение систематичности в закаливании и самодеятельность, основанная на незнании и легкомыслии, влечет за собой истощение механизмов иммунной защиты — т.е. эффект с точностью до наоборот.
По принципам закаливания, надеемся, вопросов у вас не осталось. А о формах закаливания и о пользе их сочетания с физическими нагрузками мы поговорим в следующий раз. Это обширные темы, заслуживающие пристального внимания со стороны родителей.
Даже если на сегодняшний день вы ничего не знаете о формах закаливания, для начала предложите своему ребёнку умываться по утрам так: после чистки зубов ополоснуть лицо 4–7 раз настоящей холодной водой, и не бросаться сразу на поиски спасительного полотенца! Пусть ребёнок постоит 5 секунд с мокрым лицом, а вы у него спросите: «Правда, здорово, когда после умывания холодной водой по щекам бегут тёплые капельки?»
И сами вы должны в это верить... А если не верите — попробуйте!
По материалам neboley.com.ua
Комментариев (0)
Меньше спишь — хуже живешь?
здоровьеУченые бьют тревогу: современные люди спят намного меньше, чем их предки. Только за последние сто лет продолжительность сна городских жителей уменьшилась на 20 %. По сравнению с нашими родителями мы каждый день проводим в царстве морфея на 30 минут меньше, а наши дети недосыпают уже часами.
Британские медики не рекомендуют детям смотреть телевизор
здоровьеДети, которые много смотрят телевизор, с возрастом имеют больше проблем с поведением, чем те, кто не смотрит телевизор вовсе.
Школьный буфет: есть молоко и нет конфет?
здоровьеЛетом ваш ребенок отдыхал, загорал и купался, вставал, когда хотел, и ел, когда придется. Теперь пришло время школы — а значит, «расписание» упорядочится. Ведь педагоги должны следить не только за успеваемостью вашего чада, но и за тем, правильно ли он питается. Однако на самом деле кормежка детей в столовках всерьез беспокоит сознательных родителей.
Детская гиперактивность стала проблемой в Украине
здоровьеВ Украине гиперактивны около 10% детей. Большинство из них успокаиваются после года. А 4%,