Речь ребенка на третьем году жизни значительно изменяет его ориентацию в окружающем мире, обеспечивая быстрое приспособление к среде. С помощью слов малыш учится анализировать мир, его окружающий. Посредством слов, обозначающих признак предмета, ребенок узнает много для себя нового: изучает различные цвета, запахи и звуки.
Особую роль играет речь для освоения ребенком основных правил поведения, ведь взрослые все свои требования выражают словами. На третьем году жизни слово становится основным регулятором детского поведения. Действия его постепенно начинают подчиняться приказу или запрету, выраженному словесно. Освоение требований и правил, выраженных отдельными словами, имеет большое значение для развития у ребенка выдержки, воли и настойчивости.
Малыш, пользуясь речью, легче вступает в контакт с остальными детьми, играет с ними, что также способствует его гармоничному развитию. Не менее значимы для малыша речевые контакты со взрослыми. Ребенок должен взаимодействовать с ними, участвовать в совместных играх, в которых взрослый является равным ему партнером по игре.
Словарный запас
К трем годам количество слов в активной речи может достигать одной тысячи. Подобный рост словаря объясняется обогащением общего жизненного опыта ребенка, усложнением его повседневной деятельности, общением с окружающими людьми. В устной речи поначалу преобладают существительные (60%), но постепенно появляется больше глаголов (27%), прилагательных (12%), уже даже входят в речь местоимения и предлоги.
Лексика ребенка по мере развития речи не только обогащается, но и становится более систематизированной. К трем годам он начинает усваивать
Связная речь
На третьем году жизни связная речь ребенка только начинает свое формирование. Малыш сначала строит простые короткие предложения, а позже начинает использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Лишь к окончанию третьего года ребенок начинает овладевать ситуативной связной речью. Он уже может рассказать о том, что им было увидено, что он узнал, что он хочет. Малыш после двух лет уже способен понимать простые рассказы, сказки, отвечать на вопросы по их содержанию. Большинство детей связного пересказа еще дать не может. В данном возрасте дети слушают одни и те же стихи, сказки и запоминают наизусть после многократного прослушивания тексты, как бы читая их по книге. При этом передать своими словами текст рассказа дети не могут. Трехлетний ребенок в состоянии уже разгадывать несложные загадки, даже если в их тексте содержится информация в виде намеков, подсказок, звукоподражания.
Произносительная сторона речи
На третьем году жизни звукопроизношение ребенка улучшается. Некоторые дети уже к году произносят все звуки чисто, однако большинство заменяют шипящие Ж, Ш, Щ, Ч свистящими и звуком Т'. Количество звуков, правильно произносимых ребенком, находится в теснейшей связи с запасом постоянно используемых слов. Ребенок с обширным запасом слов постоянно упражняется в произнесении звуков, он совершенствует свой артикуляционный аппарат, развивает свой фонематический слух, и звуки в результате подобных тренировок приходят в норму.
В данный период главная особенность звукопроизношения — большое количество звуковых смешений. Звуки, которые появляются вместо заменителей, занимают свое место не во всех словах и не сразу. Отдельные звуки усваиваются месяц, другие — больше трех месяцев. За это время звук то случайно проскакивает в слове, то уступает место своему заменителю.
Еще одной особенностью, характерной для детей этого возраста, является интерес к звуковым формам слов — «рифмотворчеству». Это и многократное повторение одних и тех же слов, и манипулирование словами путем их изменения, и создание бессмысленных рифм и ритмов. Подобные действия со словами являются мощным стимулом для усвоения звуковой формы слов, для улучшения фонематического восприятия, а также для укрепления артикуляционного аппарата. Ребенок тренирует сам себя в произнесении звуков и использовании осмысленной речи.
Фонематический слух
Без способности различать на слух все звуки, ребенок не сможет овладеть чистым звукопроизношением. Уже ко второму году жизни ребенок может слышать в чужой речи все фонемы языка, он отлично замечает чужие ошибки в произношении слов, но ошибок в собственной речи он пока не замечает. Важным достижением к концу третьего года в развитии фонематического слуха должно быть осознание собственных ошибок в произнесении звуков. Только так ребенок сможет овладеть правильным произношением звуков.
Итоги развития на третьем году жизни
-Важное отличие речи трехлетнего ребенка — почти полное отсутствие ошибок в грамматической речи.
-В предложении связь слов налажена при помощи предлогов и окончаний, ребенок употребляет союзы, использует все основные части речи.
-Общий словарный запас трехлетнего ребенка характеризуется не только бытовыми словами. Также он начинает употреблять слова оценочного значения и обобщения.
-Звукопроизношение ребенка на третьем году жизни еще не соответствует норме. В речи еще отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Слова со сложной структурой слогов и со стечением согласных нередко произносятся искаженно.
-Если родители сформируют у ребенка положительное отношение к книге, то он полюбит слушать знакомые сказки и стихи по нескольку раз. Хон будет лучше запоминать тексты и дословно воспроизводить их. Ребенок еще не сможет дать свободного пересказа, услышанного своими словами.
По материалам www.allwomens.ru
Комментариев (0)
Родительское честолюбие мешает детям учиться
образование и развитиеВ семьях, где родители минимально контролируют выполнения домашних заданий и оценки ребенка, проблем с учебой обычно не возникает. А вот в семьях, где родительское честолюбие зашкаливает, ребенок часто не хочет даже записывать домашнее задание. Об этом рассказала психолог Екатерина Мельникова.
ГПУ и журналисты говорят о фальсификациях во время тестирования выпускников
образование и развитиеГенеральная прокуратура на прошлой неделе заявила, что при проведении независимого тестирования серьёзно нарушались права выпускников. В частности, некоторым выпускникам не дали сдать экзамены, а «непростым ученикам» помогали с ответами.
Многие дети не готовы к поступлению в школу
образование и развитиеПосле обработки данных анкет детей, которые собираются поступать в школы в течение года, были сделаны неутешительные выводы.
Маленькие обманщики имеют хорошую память
образование и развитиеУченые из Университета Шеффилда наблюдали за 114 детьми в возрасте 6–7 лет. Добровольцы участвовали в викторине. Сначала детям задавали простые вопросы, например, какого цвета бананы. Затем у участников спросили, как звали персонажа мультфильма. После детей по очереди оставляли в комнате с карточкой, на обороте которой зелеными чернилами был написан правильный ответ. Также там была нарисована обезьянка.