
Как показали психологи, в жестах детей часто скрываются подходы к задаче, которые словами ребенок не способен выразить. И жестикуляция помогает осваивать правильные методы решения арифметических задач.
Известно, что человек может выполнить задание, будучи неспособным сформулировать, как он этого добился. Например, в одном из исследований взрослых просили «извлечь» пять шаров из пяти коробок на экране монитора, но при этом не сообщали, что самый правый шар был всегда подвижен, а остальные можно было передвигать, только если шар справа был в коробке, а остальные шары справа — вне коробок. Все справились с головоломкой, но лишь немногие смогли объяснить, как им это удалось.
Флек и Вейсберг в 2004 году предложили другой интересный эксперимент — они просили испытуемых произносить вслух все мысли, появляющиеся при выполнении заданий с комбинациями слов. В результате обучаемые смогли намного эффективней справиться с заданием, но остался вопрос об истинной «скрытости» этих знаний: ведь когда испытуемые озвучивали свои мысли, эти способности и мысли переходили в разряд «открытых», и уже нельзя было установить, обладал ли человек ими до выполнения задания.
Сара Бродерс и ее коллеги из Университета Чикаго придумали, как установить наличие скрытых знаний, при этом не превращая их в открытые. Они использовали жестикуляцию. Этот тип сигнализации может не только показать наличие потенциальных знаний, но и установить их содержание.
В качестве группы для исследования Бродерс и коллеги взяли американских школьников из
Когда девочку, нарисовавшую 20, попросили объяснить, как у нее это получилось, она сказала, что сложила все числа вместе, но при этом ее указательный и средний палец показали сначала на 6 и 4, а затем на пустое место.
Ученые сочли, что хотя девочка и не имела в виду такую группировку, но ее подсознание проявилось в жестикуляции.
Проявление подсознательных знаний у детей в языке жестов, но не в устной речи, было показано и раньше, но психологи решили пойти дальше и доказать роль жестикуляции в процессе обучения. На эту мысль их натолкнул тот факт, что рассуждения вслух в ходе обучения или выполнения задания существенно улучшают результат.
В ходе первого этапа исследования ученые решили установить, насколько принуждение к жестикуляции усиливает проявление скрытых знаний. Для этого 103 школьников просили объяснить решение двух наборов из шести заданий типа 6+3+7=16. Сначала каждого ребенка просили на доске решить пример, а затем объяснить его решение, при этом 6 примеров — не инструктируя насчет манипуляций руками, а вторые 6 — с жестикуляцией.
Для чистоты эксперимента тех немногих детей, кто правильно выполнил задание, из дальнейшего хода исследования исключали.
Оставшихся же разделили на три группы: первую просили жестикулировать; вторую просили этого не делать; а третью вообще ни о чем не просили, кроме того, что объяснить, как они выполнили задание.
В ходе первого исследования ученые смогли выявить шесть основных подходов, три правильных и три неправильных, которые моли выражаться и в устной форме, и в виде жестов. Среди правильных были «Обе стороны равенства должны быть одинаковы», или «Здесь X и здесь X — что, если их вычеркнуть, а оставшееся — сложить?», а также формальный перенос с противоположным знаком. Среди неправильных — «Сложить все до знака равенства», «Сложить все числа, между которыми плюс».
Всем подходам соответствовали определенные движения руками. Например, верное «обе стороны равенства должны быть одинаковы» на языке жестов превращалось в «подчеркивание» обеих сторон плоской ладонью, а ошибочное сложение всех чисел — в поочередное указание на каждое из них, а также место для ответа слева направо. Оказалось, кстати, что скрытая в подсознании информация проявляется у разных людей почти одинаковым образом.
Удивительно, что некоторые дети из группы жестикуляции не могли объяснить, но повторяли тот же набор действий пальцами и кистями рук, что и правильно объяснявшие и жестикулировавшие ученики.
Более того, дети, которых просили жестикулировать — даже если они сами по себе этого не сделали бы — в среднем решали задачи лучше, «через руки» осваивая новые подходы к задаче.
Во втором исследовании приняло участие 70 детей, не участвовавших в первом. Сначала их также попросили решать задачи, жестикулируя или не жестикулируя. Затем ученикам на шести примерах, наконец, объяснили, как правильно решать такого типа задания, при этом учитель прибегал к одинаковому методу жестикуляции, «перемещая» числа руками. После урока детям дали листок с ручкой и снова попросили пройти тестирование.
К удивлению ученых, группа детей, жестикулировавших до урока, смогла правильно решить на 50% больше заданий, а значит, развитие навыков жестикуляции помогает в дальнейшем обучении.
От объяснения своих результатов психологи воздерживаются. Возможно, махание руками у доски проявляет новые аспекты проблемы. А может быть, это связано с более простой «формализацией» идей в виде пространственных движений.
В любом случае, практический вывод из их работы очень простой: поощряйте детей в жестикуляции — если они не будут стесняться делать это, у них появится шанс освоить стратегии решения задач, которые прежде не были им известны.
По материалам elvisti.com
Комментариев (0)
На Луганщине ученики отстояли право обучаться на украинском языке

Ученики 10 класса школы №7 города Рубежное Луганской области и их родители отстояли право обучаться на украинском языке. Как передает УНИАН, об этом сегодня во время
Дети становятся эгоистами из-за денег?

Исследователи из Соединенных Штатов Америки выяснили, что дети, имеющие доступ к значительным объемам денежных средств, вырастают, как правило, эгоистами. Впрочем, неудивительно, ведь если деньги способны портить и взрослых, то их разрушительное действие на сознание ребенка только усиливается.
Дети не должны ложиться спать слишком рано

Бессонные ночи для маленьких детей могут привести к эмоциональным и поведенческим проблемам в дальнейшей жизни. Дети младшего возраста лучше умеют выбирать время для сна, чем взрослые, согласно новому исследованию ученых из США.
Доходное репетиторство. Вузы увеличивают стоимость подготовки старшеклассников к независимому оцениванию.

Несмотря на министерский запрет предоставлять выпускникам подготовительных курсов льготы при поступлении, отечественные высшие учебные заведения продолжают зарабатывать на экспериментах чиновников с внешним оцениванием.